Правительственная комиссия одобрила концепцию развития пригородного пассажирского сообщения железнодорожным транспортом, заявил замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков. Через неделю документ будет внесен в правительство.
Концепция должна закрепить направления дальнейшего развития пригородных перевозок и систему отношений между инфраструктурной госмонополией РЖД, перевозчиками и госзаказчиками перевозок. «Ключевой вопрос был по поводу того, как финансировать инфраструктуру: какая зона ответственности у субъектов, какая — у федерального центра», — отметил Беляков.
«Комиссия вчера одобрила в целом концепцию, приняла ее за основу», — сообщил замминистра агентству «Прайм», уточнив, что в документ еще будет внесен ряд непринципиальных правок. По его словам, эта работа будет завершена в течение недели, после чего концепция будет внесена в правительство.
РЖД ранее неоднократно предупреждали о кризисе в пригородном сообщении. В 2010—2011 годах этот вид перевозок был передан от РЖД специально образованным пригородным пассажирским компаниям (ППК), которые создавали регионы совместно с монополией (чаще всего по схеме 51% у РЖД, 49% у региона). По задумке, это должно было привести к прекращению перекрестного субсидирования пригорода за счет доходов от грузовых перевозок и к формированию заказов на перевозки со стороны региональных властей.
Обязанности компенсировать разницу в случае установления цен ниже себестоимости у регионов нет. К середине 2012 года только 18 из 83 регионов полностью компенсировали убытки пригородных компаний. При этом на совещании по развитию железнодорожного транспорта 5 августа премьер Дмитрий Медведев заявил, что 2013 год станет последним, в котором РЖД будут выделены субсидии на «пригород». Руководство РЖД, в свою очередь, настаивало, что необходимо законодательно закрепить механизм субсидирования пригородных пассажирских перевозок из федерального и регионального бюджета.
В конце августа начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых в Общественной палате сообщил, что убытки ППК приближаются к 10 млрд рублей в год. РЖД приходится брать на себя потери от снижения ставок за использование подвижного состава и частично финансировать проезд пассажиров льготных категорий. Тогда Верховых высказал мнение, что «Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом» должна разрешить эту ситуацию.