Антимонопольная служба подсчитала доли федеральных каналов на рекламном рынке за 2010-11 годы. Телеканалы ВГТРК потеряли 1,69% по сравнению с 2009-2010 годом и заняли 16,09% рекламного рынка. Телеканалы СТС и «Домашний» уменьшили свою долю на 1,55% (до 16,09%), ТВ3 — на 0,56% (до 2,8%), телеканал MTV — на 0,19% (до 1,67%).
Наиболее сильно нарастил свою долю на рекламном рынке «Первый канал» — на 0,83% (до 23,42%), «Петербург-5 канал» прибавил 0,79% (до 2,23%), телекомпания НТВ — 0,76% (до 15,4%), 7ТВ – 0,69% (до 1,13%), Муз-ТВ — 0,49% (до 1,82%), телекомпания «РЕН-ТВ» — на 0,22% (до 4,72%).
Телеканал «2х2» увеличил свою долю на рынке на 0,09% (до 0,55%), телеканал ТНТ прибавил 0,08% (до 9,46%), телеканал «Звезда» прибавил 0,01% (до 0,37%). Количество телерекламы на «ТВ-Центр» не изменилось – его доля, как и за предыдущий период составляет 2,39%, не изменилась доля рекламы и у телеканала «Мир» — 0,07%.
Ведомство подсчитывает двухлетние рекламные бюджеты телеканалов для контроля исполнения закона о рекламе, ограничивающего доли телевизионных сейлс-хаусов на уровне 35% рынка.
Доля группы «Видео Интернейшнл», который продает рекламу ВГТРК и «СТС Медиа» по итогам 2010-2011 года составляет 35,45%, что превышает допустимую законодательством долю на рекламном рынке. Доля «Алькасар» (продает рекламу на телеканалах НТВ, ТНТ, «3 канал», «ТВ Центр» и «Мир») по итогам 2010-2011 года составила 27,32%.
Телереклама остается основным конкурентом интернет-рекламы, но в последнее время замедляет темпы прироста, следует из отчета Ассоциации коммуникативных агентств России. Спектр доступных каналов узок, а ключевые «кнопки» теряют молодежную аудиторию. В 2011 году объем рекламы на телевидении в денежном выражении вырос на 18%, с 110,8 до 131 млрд рублей. Реклама на кабельно-спутниковом телевидении растет быстрее – на 36%, с 1,58 до 2,16 млрд рублей. Доля эфирных каналов увеличилась на 18%, с 109,2 до 128,9 млрд рублей в 2011 году. В 2010 году объем рекламного телерынка вырос меньше — на 15%.
ФАС пополнила список федеральных телеканалов телекомпанией РБК-ТВ, но ведомство еще не подсчитывало ее долю на рекламном рынке, так как телеканал получил статус федерального только в 2012 году.
Хорошие результаты показывают телеканалы с продуманной сеткой вещания, говорит генеральный директор группы «Алькасар» Петр Рыбак. «НТВ и ТНТ хорошо отработали, их программная политика показала свою успешность, как результат – выросли доходы по региональным продажам», — говорит он.
Но уже второй год подряд происходит перераспределение доли рекламного рынка в пользу небольших телеканалов. «Эти каналы сейчас активно развиваются, что не может не сказаться на интересе рекламодателей к ним», — говорит Рыбак.