Переговоры о слиянии европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS и британского производителя вооружений BAE Systems окончательно зашли в тупик и прекращены. 12 сентября компании официально объявили о намерении объединиться.
Но EADS и BAE должны были заручиться поддержкой правительств, владеющих пакетами акций в компаниях. 10 октября, по правилам британского фондового рынка, компании должны были сделать заявление о том, что сделка осуществится, или попросить отсрочки. Как сообщил незадолго до назначенного времени Reuters со ссылкой на источники, близкие к переговорам, принято решение свернуть переговоры.
«Все кончено», — цитирует агентство одного из источников.
EADS и BAE Systems подтвердили, что принято решение о прекращении переговоров. В совместном релизе компании пояснили, что идея объединения была основана на здравой логике развития промышленных активов. «Это была уникальная возможность создать комбинацию из двух сильных успешных компаний, которая была бы сильнее, чем каждая компания в отдельности», — уверены EADS и BAE. Но переговоры с правительствами «не достигли той стадии, когда обе компании могли бы в полной мере раскрыть преимущества и подробный бизнес-план слияния», — сожалеют в компаниях.
Акционеры корпораций – правительства Германии, Франции и Великобритании, обладающие «золотыми акциями», – не пришли к взаимопониманию по схеме слияния.
«Мы ясно дали понять, что у нас есть некоторые ограничения на слияние BAE и EADS и что, если они не будут учтены, мы воспользуемся нашей акцией и заблокируем сделку», – предупреждал британский министр обороны Филипп Хаммонд. «Думаю, нет необходимости совершенно лишать Францию и Германию доли в компании. Но необходимо снизить эту долю так, чтобы они не могли контролировать и определять действия компании», – уточнил он.
У Франции 15% акций в EADS. Эта доля в ходе слияния с BAE была бы размыта до 9%. Германия настаивала на паритете с Францией. Британия была согласна на это только при письменной гарантии со стороны Франции, что правительство не будет в дальнейшем увеличивать долю. У Франции есть такая возможность, так как французская группа Lagardere, владеющая 7,5% акций EADS, уже заявляла о намерении продать акции после завершения работ над Airbus A350 в 2015 году.
Если бы доля Германии и Франции в объединенной компании превысила 18%, это создало бы сложности с одобрением сделки в США и поставками на американский рынок – крупнейших в мире рынок сбыта продукции оборонной промышленности. У BAE есть филиал в США, поэтому сделка с EADS потребовала бы одобрения Вашингтона, который традиционно выступает против контролируемых государством контрагентов в оборонной промышленности.
Разногласия существовали и между Германией и Францией – из-за места расположения штаб-квартиры нового концерна. Германия предупредила, что наложит вето на слияние, если штаб-квартира нового концерна будет не в Мюнхене.
В последние недели диалог с правительствами вошел в конструктивное русло, сообщили в совместном релизе EADS и BAE, тем не менее стало понятно, что интересы компаний и правительств не могут быть согласованы друг с другом или с целями, которые ставят в рамках слияния BAE Systems и EADS. «Поэтому решено в интересах компаний и акционеров прекратить дискуссию», — заявили компании.
«Мы, безусловно, разочарованы, что не смогли достичь приемлемого согласия с нашими правительствами», — сказал Ян Кинг, глава BAE Systems. «Я бы хотел поблагодарить всех, кто поддерживал нас, за напряженную работу в последние месяцы и преданность этому проекту, — добавил Том Эндерс, глава EADS, которого считают инициатором идеи объединения. – Конечно, жаль, что не удалось, но я рад, что мы попробовали».