Конкурентоспособность российской экономики стала главной темой открывшегося в пятницу инвестиционного форума «Сочи-2012». Тему заседания организаторы форума сформулировали предельно остро: «Конкурентоспособность: вопрос развития или вопрос выживания?». Обсуждение началось на пленарном заседании с участием премьера Дмитрия Медведева, позднее было подхвачено на панельных дискуссиях и семинарах.
За аксиому организаторы форума приняли, что в развитии конкурентоспособности ключевую роль сегодня играют «не географическое положение и природные ресурсы, а качество городской среды и инфраструктуры, доступность капитала, институциональная среда и эффективность государства». Поэтому этот прожиточный минимум для поддержания конкурентоспособности обсуждать не стали. Сосредоточились на подробностях.
Открыл пленарное заседание Дмитрий Медведев. Он сразу заявил, что недоволен тем местом, которое Россия заняла в последнем глобальном рейтинге конкурентоспособности. «Конечно, он нас не радует, потому что Россия находится на 67-м месте», — сказал Медведев.
Улучшить позицию России мешает прежде всего качество институтов, отметил премьер. А также низкая конкуренция на рынках товаров и услуг, коррупция и неэффективность государственного аппарата. «С этим трудно не согласиться», — сказал премьер, подчеркнув, что страна, тем не менее, не стоит на месте.
Не способствует конкуренции и слабый приток инвестиций. В прошлом году в страну пришло около $53 млрд. «Цель — увеличить эти инвестиции до уровня $60—70 млрд. Но для этого, как мы прекрасно понимаем, должны измениться условия ведения бизнеса», — отметил премьер.
Медведев напомнил, что сейчас правительством готовится перечень условий для комфортного ведения бизнеса. По их наличию будет оцениваться эффективность чиновников. Из этой задачи вытекает другая — привлекать к госслужбе эффективных менеджеров, талантливых и современно мыслящих людей, заявил премьер. Для этого нужно создавать привлекательные условия для госслужбы, а не пугать людей избыточными ограничениями, заметил он.
Все участники, выступавшие после Медведева, соглашались с его тезисами, но указали на иные условия, стимулирующие конкуренцию.
Директор по европейским и международным делам компании Caisse des Depots Group Лоран Вижье отметил, что Россия «возвращается на международный рынок, она движется, но ей нужен пиар, России не хватает известности». А известность — важнейший фактор конкурентоспособности, уверен предприниматель из Франции. Кроме того,
бизнесмен посоветовал развивать инфраструктуру, чтобы бизнес и граждане могли беспрепятственно передвигаться по огромной стране.
Третий совет — активнее открывать рынки для международных партнеров. В качестве удачного приложения сил в этом направлении назвал проекты, реализуемые «Роснано» и «Сколково». А также инициативу Российского фонда прямых инвестиций по созданию международного консорциума фондов по инвестированию средств в российские компании, которые планируют размещение своих акций на ММВБ-РТС.
Президент The Boston Consulting Group Ханс-Пол Бюркнер предложил повышать уровень образования и посетовал, что в Европе значительная часть молодых людей бросают учебу, зато выходцы из Азии и Ближнего Востока настойчиво делают свою карьеру и становятся все заметнее едва ли не во всех сферах бизнеса.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов назвал причины, мешающие конкуренции: коррупция, непрозрачность принятия решений. По его словам,
за два месяца работы в должности уполномоченного по правам предпринимателей Титов получил 500 жалоб от бизнеса на давление со стороны власти. Это свидетельствует о катастрофическом положении дел с правами бизнесменов, вставил реплику замминистра экономического развития Сергей Беляков.
По этой причине Агентство стратегических инициатив совместно с уполномоченным Титовым разрабатывает сейчас «дорожную карту» под условным названием «Красная кнопка», проинформировал участников форума глава АСИ Андрей Никитин. Цель этой «дорожной карты» — создание механизма защиты бизнеса от неправомерных действий чиновников.
Самый неожиданный совет, как способствовать росту конкуренции, дал президент Института Адизеса Ицхак Адизес. Он был представлен на форуме как человек, принимавший участие в формировании властных структур во 40 странах мира, и автор бестселлера «Идеальный руководитель». По его мнению,
чем выше руководитель поднимается по служебной лестнице, тем меньше у него должен быть рот и тем больше уши. «Надо меньше говорить и больше слушать. К сожалению, весь мой опыт свидетельствует об обратном», — резюмировал Адизес.
Без доверия между представителями властной элиты и между властью и бизнесом, между гражданами и бизнесом ни о каком развитии конкуренции не может идти и речи, добавил Адизес.
Медведев счел необходимым прокомментировать выступление ученого. Он согласился, что проблема отсутствия доверия очень важна: «Между партнерами, между властью и бизнесом, доверия в обществе, доверия в семье сильно не хватает». Но среди руководства страны доверие есть, сделал акцент Медведев.
«Причина, по которой мы вступили в брак, вполне может стать вскоре основанием для развода, — процитировал Медведев Адизеса. — Довольно мудрые слова. Но это, к счастью, пока не про нашу команду», — успокоил бизнес-сообщество премьер.
Глава Сбербанка Герман Греф пришел на встречу с Медведевым хорошо подготовленным. Утром он уже провел деловой завтрак с представителями крупного бизнеса, экспертами и журналистами на тему «Там, где нет конкуренции, спится хорошо, а живется хуже?». Греф агитировал за конкуренцию в аллегорической форме. В России главным пальцем на руке считается указательный, отметил глава Сбербанка: так уж повелось на Руси, даже памятники выдающимся людям, как правило, ваяли с поднятой рукой и указующим перстом.
«Но когда ты руководишь коллективом, то главным пальцем должен стать большой палец. Он работает со всеми пальцами, в единой команде, а не просто указывает, что делать», — заключил Греф.
«Мы действительно все разные, но в единении наша сила», — резюмировал Медведев в своем заключительном слове. Он посетовал, что в зале для пленарных заседаний душно — кондиционеры не справляются со своей задачей. Хорошо, что премьер не знал, что в пресс-центре полдня не работал туалет.