Группа компаний «Итера» продала долю в холдинге «СТС медиа». Покупателем акций выступила группа Mediaset, связанная с банком «Россия» Юрия Ковальчука, следует из сообщения кипрского офшора Telcrest Investments Limited, направленного в Комиссию по ценным бумагам и биржам США.
«Итера» продала непрофильное подразделение Itera media (владеет 8% «СТС медиа»), которая, в свою очередь, владеет 27,88% голосующих акций компании Telcrest (по данным Dun & Bradstreet на конец 2011 года). Кроме Itera Media долями в Telcrest владеют «Национальная медиагруппа» —18,16% акций, Abit Holdings — 13,62%, «Сургутнефтегаз» — 13,62%, Mediaset — 26,72%. Таким образом, после приобретения Itera media компания Mediaset довела свою долю в Telcrest до 54,6%.
Банк «Россия» владеет Mediaset напрямую и через инвестиционную компанию «Аброс».
Крупнейшим акционером «СТС медиа» является шведский холдинг Modern Times Group — 38,2%.
Представитель «Итеры» рассказал «Газете.Ru», что компания рассматривала возможности развития медийного бизнеса, но решила сосредоточиться на профильных направлениях: газ, газохимия, энергетика и девелопмент. «Итера» вышла из капитала «СТС медиа» с выгодой для себя, подчеркнул он, не уточнив сумму сделки.
В «СТС медиа» и НМГ отказались от комментариев. Представитель Modern Times Group был недоступен для комментариев.
Telcrest приобрел 25,2% акций холдинга «СТС медиа» у инвестиционной группы «Альфа» летом 2011 года за $1,07 млрд. Изначально «Альфа-групп» предлагала выкупить долю в «СТС медиа» компании Modern Times Group, но она отказалась от покупки в пользу Telcrest. Тогда аналитики предполагали, что «Итера» выступит в сделке в качестве финансового инвестора.
На закрытии торгов на бирже NASDAQ бумаги CTC подешевели на 0,56%, до $8,9, капитализация компании составила $1,39 млрд. С момента продажи «Альфа-групп» своей доли в «СТС медиа» капитализация компании сократилась в два раза с $3 млрд.
Телеканал СТС — флагманский актив «СТС медиа» — во втором квартале 2012 года сократил долю целевой аудитории в возрасте от 6 до 54 лет на 2,1% — до 8,9% с 11% от общероссийской в первом квартале 2012 года, доля аудитории в возрасте от 10 до 45 лет сократилась на 2,5% — с 12,7% до 10,2%, говорится в квартальной отчетности холдинга «СТС медиа». В компании снижение доли аудитории объяснили отсутствием премьер в отчетном периоде.
Из-за снижения интереса зрителей консолидированная операционная выручка телеканала СТС сократилась на 8%, до $187,6 млн с $204,5 млн во втором квартале прошлого года. За полгода показатель вырос на 2%, до $378,7 млн с $370 млн за аналогичный период прошлого года. Но в рублевом выражении выручка холдинга выросла на 10%, разницу в компании объяснили обесцениванием рубля. Квартальная выручка от рекламы всех телеканалов «СТС медиа» сократилась на 8%, до $183,4 млн с $199,9 млн в аналогичном периоде прошлого года, но в рублевом эквиваленте выросла на 2%.
Между собственниками изначально была договоренность о том, что покупка доли СТС не будет носить долгосрочного характера, не исключает Ксения Арутюнова из Rye, Man & Gor Securities.
«Эта сделка — выход из непрофильного актива. В 2011 году, когда приобретался пакет СТС, экономическая ситуация была стабильнее и «Итера» могла себе позволить покупку актива из неключевой компетенции. Сейчас рынки живут ожиданием кризиса, и держать на балансе непрофильный актив — непозволительная роскошь», — говорит она.
Но время для продажи выбрано неудачно, так как компания может улучшить свои финансовые показатели, считает Анна Лепетухина из «Тройки Диалог». «СТС начинает осенний сезон, обновил контент и имеет все шансы показать хорошую операционную прибыль. Логичнее было бы дождаться конца сезона. Похоже, «Итера» решила, что медиабизнесом лучше не заниматься, и банк «Россия» пошел навстречу партнеру», — предполагает она.