Onexim Holdings Михаила Прохорова, владеющая 37,78% акций Polyus Gold International Limited, ведет предварительные переговоры с двумя потенциальными покупателями о продаже всего пакета или его части.
Оба претендуют на пакет не более 20%, говорится в сообщении Onexim Holdings.
Компания сообщила о переговорах, исходя из требований британского регулятора, потенциальных кандидатов она не называет. Один из претендентов представляет структуры владельца 40% золотодобытчика Сулеймана Керимова, второй — российский сторонний инвестор, знает источник «Газеты.Ru», близкий к акционерам компании. Nafta Moskva (Cyprus) Limited Сулеймана Керимова опровергла свое непосредственное участие в покупке, но сообщила, что ведет переговоры с одним из потенциальных приобретателей доли «Онэксима». В ходе этих дискуссий обсуждается «предоставление финансовой или другой поддержки» покупателю.
Ранее Forbes сообщал, что Керимов предварительно договорился о кредите на покупку с банком ВТБ и планирует объединение золотодобытчика с «Полиметаллом» — крупнейшим в России производителем серебра. В начале года «Полиметалл» и «Полюс золото» уже активно обсуждали слияние, однако стороны так и не сошлись в оценке компаний.
Другой источник, близкий к одному из участников переговоров, утверждает, что претендентами на обе части пакета является пул инвесторов, близких Керимову.
Приобретение пакета по частям различными структурами может быть связано с необходимостью согласования покупки в правительственных органах. По российскому законодательству при приобретении иностранным инвестором 25% и более предприятия, занятого в сфере недропользования, необходимо разрешение Федеральной антимонопольной службы и правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ранее этот порог составлял 10%. Большинство компаний, контролируемых российскими бизнесменами, относятся к офшорам и попадают в категорию иностранных.
У компании уже возникали сложности в договоренностях с властями.
Когда Polyus Gold намеревалась сменить прописку на Лондон с острова Джерси, правительственная комиссия по иностранным инвестициям во главе с Владимиром Путиным несколько месяцев откладывала рассмотрение заявки. В итоге Polyus от идеи переезда отказалась, но премиальный листинг в Лондоне в июне все же получила. Компания увеличила free float до 22% за счет продажи 7,5% 5-процентных квазиказначейских акций на $635,5 млн в пользу ВТБ (2,5%) и «дочки» суверенного фонда CIC International, китайской Chendong (5% минус 1 акция).
В «Онэксиме» и Polyus Gold отказались от дополнительных от комментариев.
Капитализация компании составляет $10,2 млрд, рыночная стоимость всего пакета Прохорова — $3,86 млрд. Продать актив по частям с большой премией бизнесмену может быть сложно. «Учитывая, что доля Прохорова может быть продана двумя пакетами не крупнее 20%, сделка, скорее всего, пройдет по рыночной цене либо с небольшой премией – в пределах 10%», — считает аналитик ИФК «Метрополь» Анна Антонова. «Но консолидировать такие средства в настоящее время затруднительно. Ни у кого из крупных участников рынка на руках таких денег нет, а значит, необходимо использовать заимствования, причем занять на выгодных условиях при текущей конъюнктуре непросто», — говорит начальник отдела промышленного аудита АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Победаш.
Пока основной производимый компанией металл — золото — демонстрирует положительную динамику. «Золото торгуется стабильно и в последнее время начало расти (текущая стоимость — $1746 за унцию). Компании сектора неплохо отчитались за первое полугодие, однако динамика цен будет зависеть от ближайших решений Федерального резерва США и долгового кризиса еврозоны», — отмечает Антонова.
«Прохоров может рассчитывать на восстановление мировой экономики – значит, цены на золото, традиционный резервный металл, пойдут вниз, а вслед за этим — капитализация Polyus. Поэтому он намерен уйти из актива именно сейчас», — не исключает Победаш.
В 2008 году Прохоров на пике цен вышел из «Норникеля», еще до кризиса успешно продав свой пакет «Русалу» за $6 млрд и долю в алюминиевой компании. В последнее время бизнесмен декларирует отход от бизнеса, чтобы сосредоточиться на политической деятельности.