При подготовке программы «Развитие авиапрома до 2025 года» холдинг «Вертолеты России» подал заявку на финансирование перспективных проектов, где 50% средств выделяются из федерального бюджета, а 50% — самим холдингом, сообщил осведомленный источник в отрасли.
Но заявка не была удовлетворена: финансирование перспективных разработок в вертолетостроении отнесено к подпрограмме «Авиационная наука и технологии».
Основными получателями бюджетных средств до 2025 года по этой части программы названы не «Вертолеты России», а научные организации – ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС и другие отраслевые институты. Но холдинг уже провел подготовительные работы за свой счет и рассчитывал на поддержку государства в опытно-конструкторских работах. Сейчас госинвестиции в перспективные программы – один из наиболее спорных вопросов проекта программы; профильное ведомство и вертолетостроительный холдинг ведут дискуссию об уточнении целевых расходов, говорит высокопоставленный источник, знакомый с ходом обсуждения.
Российские вертолетостроители являются признанными мировыми лидерами в сегментах среднетяжелых, сверхтяжелых и ударных вертолетов, констатируют авторы программы. Портфель заказов «Вертолетов России» превышает поставки 2010 года в 1,6 раза: сейчас в нем 351 вертолет (20% гражданского и 80% военного назначения).
В сегменте военных вертолетов Россия занимает долю примерно в 12% (у производителей из США – Sikorsky, Boeing и Bell – около 61% рынка; за европейскими Eurocopter и AgustaWestland – 24%). Ключевыми проектами в этом сегменте являются Ми-35, Ми-28 и Ка-52. В 2011–2020 годах более 1 тыс. военных вертолетов будет поставлено российской армии в рамках гособоронзаказа, остальные – примерно 1,15 тыс. – планируются на экспорт. Перспективные разработки в военном сегменте, в том числе создание комплексов беспилотной вертолетной авиации, прописаны к финансированию через ФЦП «Развитие оборонпрома до 2020 года».
По средним и тяжелым гражданским вертолетам позиции России устойчивы (в 2010 году доля рынка составила 15% — примерно $400 млн). Примерно четверть выручки холдинга приходится на этот сегмент, ключевые здесь – Ми-8 и Ми-17, разработанные в советские времена.
Но вертолеты не отвечают современным требованиям рынка, и «Вертолеты России» вынуждены продавать их со значительным дисконтом – дешевле западных аналогов на 15–20%, говорится в проекте программы.
На 2015 год запланировано начало серийного производства Ми-38 – его рассматривают как «достаточно конкурентоспособный». Минпромторг предлагает разместить госзаказ на НИОКР по этой машине и представить предприятиям отрасли субсидии на продвижение Ми-38 на рынках. До 2025 года может быть продано 175 вертолетов Ми-38, а до 2030 года – 264.
Еще один проект, который готовится к серийному производству, – средний многоцелевой Ка-62. Планируется, что он «займет на российском рынке регулярных грузоперевозок свою уникальную нишу, определяемую самым востребованным весом груза – 1–2 тонны». До 2020 года может быть продано от 59 до 215 таких вертолетов. Проект также поддержат через госзаказ на НИОКР по Ка-62 и субсидии предприятиям, работающим по нему.
Слабее позиции «Вертолетов России» по легким и сверхлегким вертолетам. В легком сегменте по итогам 2010 года доля составляет 1% (примерно $20 млн), и реализация конкурентоспособных проектов «Ансат» и Ка-226Т только начинается. Выводить на международный рынок эти машины холдинг будет за собственный счет. В сегменте сверхлегких вертолетов «Вертолеты России» не представлены, но конкретных задач по этому направлению Минпромторг не ставит (объем рынка относительно мал – 2% рынка вертолетостроения).
Из проектов будущего в подпрограмму «Вертолетостроение» включен только ПСВ – Перспективный скоростной вертолет, бюджетное финансирование которого началось в 2011 году.
Тогда Минпромторг выделил на проект 400 млн рублей, в 2012 году – 700 млн рублей, а на 2013 год запланированы 2,5 млрд рублей – тогда «Вертолеты России» приступят к опытно-конструкторским работам, которые в 2018 году завершатся созданием базовой версии вертолета. В рамках поддержки проекта Минпромторг планирует заказать НИОКР. В итоге с 2020 до 2036 года должно быть продано более 720 таких машин, причем больше половины – зарубежным заказчикам.
Финансирование работ по другим перспективным образцам техники – многоцелевому вертолету взлетной массой 4,5 тонны, перспективным легкому и тяжелому вертолетам – предусмотрено через подпрограмму «Авианаука и технологии».
За 11 лет после завершения программы – к 2036 году – «Вертолеты России» должны не только перевести научные разработки в железо, но и выпустить в «перспективной серии» 892 легких, 446 многоцелевых средних и 260 тяжелых вертолетов.
«В холдинге уже провели все предпроектные проработки, включая маркетинговые исследования рынка и технико-экономические обоснования, — говорит источник в отрасли. – Есть основные характеристики проектируемых вертолетов, приняты основные компоновочные решения и конструктивно-технические решения. Этап поисковых исследований фактически завершен, и налицо полная готовность к началу опытно-конструкторских работ по созданию вертолетов».
Поэтому холдинг просит Минпромторг включить их в подпрограмму «Вертолетостроение» «в форме текущих проектов» для их стабильного финансирования.
Представитель «Вертолетов России» во вторник был не доступен для комментариев. В Минпромторге оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.
«На вертолетостроение перенесена та же методология, которая применялась авторами проекта программы в части самолетостроения. Буквально: мы финансируем только то, на что государство уже выделяло деньги», — не исключает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Но для вертолетостроения – это ошибочный подход, считает эксперт. «Это в самолетостроении нужно концентрироваться на одном-двух проектах. С вертолетами ситуация иная: позиции России на этом рынке значительно лучше, а проекты – менее инвестиционноемки», — уточняет он.
Макиенко убежден: стратегическим планированием заниматься необходимо – как например, разрабатывать скоростной вертолет, но прогнозировать сейчас, сколько денег может выделить страна до 2025 года на скоростной вертолет, бессмысленно. «Никто не знает, какой будет мировая экономика в 2025 году, что будет с ценами на нефть и газ, каковы будут возможности российского бюджета, — поясняет эксперт. – Детальное прописывание на такой срок неизбежно ведет к неисполнению планов».