Общественно-политические издания и ленты новостей информационных агентств не нужно будет маркировать по возрастной категории, рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации Владимир Пиков.
«Начиная от 1 сентября должен быть размещен маркирующий знак на периодических изданиях, но в отношении общественно-политических изданий и новостных лент это требование недействительно», — рассказал он.
Юристам печатных общественно-политических изданий и информагентств необходимо будет направить письмо в Роскомнадзор с просьбой подтвердить это заявление, и ответ ведомства будет официальным основанием не маркировать издание.
Но онлайн-издания, в том числе сайты СМИ в интернете, маркироваться должны, даже если это общественно-политические СМИ, уточнил он, добавив, что издания смогут маркировать материалы самостоятельно. Роскомнадзор мотивировал это решение тем, что сайты зарегистрированы как отдельные средства массовой информации.
Ленты информагентсв в интернете маркировать не нужно, разъяснил Пиков. Но отдельные статьи, сюжеты или разделы с соответствующим контентом потребуют маркировки. «Если это требование выполнить затруднительно, потребуется промаркировать весь сайт», — заметил он.
Роскомнадзор готовит соответствующее разъяснение, но о том, что общественно-политические издания и информационные ленты не должны маркировать свой контент, стало известно за три дня до вступления закона в силу.
Согласно вступающему с сентября в силу закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», СМИ должны сопровождать материалы возрастной маркировкой. К примеру, телеканалы должны маркировать передачи, нежелательные для детского просмотра, графическим знаком, сопоставимым по размеру с логотипом самого канала.
Но маркировать новостной контент невозможно, так как это противоречит принципу свободы слова, статье 29-й Конституции, говорит руководитель Медиа Лаборатории Василий Гатов. «Тегирование новостей невозможно, так как оно нарушает другие принципы, прописанные в Конституции и в законе о СМИ, где говорится о том, что цензура запрещена по любым основаниям, включая и этические».
Пиков это не прокомментировал.
В Европе и США контент на телевидении давно распределяется по возрастным категориям, но передачи новостей не маркируются, говорит Гатов, уточняя, что в США это право охраняется первой поправкой, а новости часто показывают «очень нелицеприятные, с шокирующими подробностями».
Для эффективного возрастного тегирования требуется надежное программное обеспечение, а также хорошо проработанные инструкции по его применению, но ничего этого еще нет, заметил он.
О том, что маркировать общественно-политические СМИ не нужно, знает и главный редактор «Аргументы и факты» Николай Зятьков, но он не исключает возможность того, что газета будет промаркирована. «Может быть, мы перестрахуемся для того, чтобы не попасть под действие закона», — рассказал он.
Может ввести маркировку и холдинг «Коммерсантъ», рассказал коммерческий директор издательского дома «Коммерсантъ» Павел Филенков. «Изящества изданию это не прибавит, и не всем рекламодателям это понравится, но другого выхода нет, — говорит он. — Мы рассчитываем уложить издание в категорию 16+, а материалы, которые в нее не укладываются, будем маркировать отдельно».
Представители СМИ создадут рабочую группу в Роскомнадзоре для того, чтобы разобраться с требованиями, говорит президент гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Сергей Моисеев. «Прошло совещание, мы попросили, чтобы к проблемам издателей более внимательно отнеслись, так как по ходу выполнения закона нужны будут изменения и корректировки, а пока непонятных нюансов много», — говорит он.
Участники рынка не уверены, что закон будет эффективен и действительно оградит детей от нежелательного контента. «Идею самого закона я поддерживаю, но не очень верю в его эффективность. Поучается, что вещатель, поставив знак 18+, снимает с себя ответственность, если он выпустил что-то нежелательное к просмотру детей, — говорит Моисеев. — Но, просмотрит этот контент ребенок или нет, это уже его проблемы и его семьи. Иногда это может действовать как дополнительная реклама, так как запретный плод сладок, а детям интересно узнать, что именно им запрещают».
На генеральных директорах и главных редакторах телекомпаний всегда лежала ответственность за чистоту эфира, а некоторые телеканалы и раньше ставили маркировку 18+ по собственной инициативе, говорит источник на рынке. «Но теперь если в эфире появится что-то незаконное, то на этом основании Роскомнадзор сможет вынести телеканалу предупреждение, а после второго предупреждения приостановить работу на 3 месяца», — говорит источник.
Исполнять закон будет сложно, так как непроработано много нюансов, к примеру, точные критерии отнесения контента к категории нежелательного для детского просмотра еще не определены, признавал ранее Пиков.