России надо готовиться к энергетической революции, заявил Дмитрий Медведев на заседании правительства. «Каждые 50—70 лет в мире происходит энергетическая революция, и еще неизвестно, где через соответствующий период времени мы окажемся с нашими углеводородами, будем ли мы кому-то интересны. Надо работать», — пояснил премьер. Надо поторопиться с освоением углеводородов российского шельфа, отметил он.
Согласно существующим планам, к 2030 году добыча нефти на шельфе России должна вырасти в пять раз — с 13 млн тонн до 66,2 млн тонн, газа — в четыре, с 57 млрд до 230 млрд кубометров. Экономический эффект от реализации этой программы должен составить 8 трлн рублей, напомнил Медведев.
Но этого недостаточно, программа нуждается в доработке. Ежегодно в России добывается порядка 510 млн тонн, отметил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. «С учетом того, что нефть уже сейчас добывается на шельфе, это означает, что за 20 лет — с 2010-го по 2030 год — у нас прирост добычи нефти за счет шельфа составит менее 10% от объема всех добываемых ресурсов, — указал министр. — Это колоссально мало».
Программа освоения шельфа, в первую очередь геолого-разведочных работ, должна быть более активной, разделяют эту позицию в Минприроды.
Сейчас к работе на шельфе допущены только госкомпании — «Газпром» и «Роснефть», сил двух компаний недостаточно для выполнения необходимых поисково-оценочных работ на шельфе, это грозит переносом сроков выполнения лицензионных обязательств, заявил глава министерства Сергей Донской.
Программу следует доработать в отношении участия в освоении шельфа частных инвесторов, считают и в Минэкономразвития. Конкретно речь идет о положениях, связанных с окупаемостью шельфовых проектов для частников. Белоусов напомнил, что частная компания, обнаружившая запасы углеводородов на шельфе, должна войти в альянс с одной из двух госкомпаний, допущенных для разработки шельфа. «Совершенно понятно, что для инвестора такой механизм создает очень высокие риски, потому что неизвестно, во-первых, согласится ли государственная компания войти с ним в долю, по какой цене, и так далее, — сказал глава Минэкономразвития. —
Поэтому очевидно, что должен быть разработан механизм, который эти риски для инвесторов снижает». Идея такого механизма, по словам Белоусова, уже есть, но подробности он не уточнил.
По итогам обсуждения Медведев поручил создать группу по доработке программы освоения шельфа, которая должна в течение трех месяцев сделать необходимые предложения. Возглавит рабочую группу вице-премьер Аркадий Дворкович.
С учетом масштаба шельфовых работ «Роснефть» может не справиться с ними даже при поддержке иностранных партнеров — Exxon, Eni и Statoil, с которыми заключила соглашения о совместной разработке шельфа, говорит эксперт энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Дарья Козлова. «Поэтому необходимо привлекать частников, — разделяет она мнение чиновников. —
Снизить риски для частных компаний можно путем субсидирования геологоразведки, но, главное, частникам может быть предоставлена возможность работы на шельфе без создания СП с госкомпаниями».
Эксперты большого прорыва от деятельности рабочей группы не ждут. Ее создание — вопрос скорее не экономический, а политический, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Сейчас в ТЭК образовались два полюса силы — президентская комиссия по ТЭК, где должность ответственного секретаря занимает глава «Роснефти» Игорь Сечин, ранее курировавший топливно-энергетический комплекс, и правительство, где ТЭК курирует Дворкович», — напоминает он.