На счетах «Яндекса», владеющего крупнейшей российской поисковой системой, накопилось $741,7 млн, 11% капитализации компании, следует из квартального отчета, опубликованного во вторник.
С прошлого года компания увеличила объем свободных денег на 10%.
По итогам второго квартала 2011 года — это первая публичная отчетность компании по с момента выхода «Яндекса» на IPO в конце мая прошлого года — сумма наличных средств, их эквивалентов и вкладов (в том числе долгосрочных депозитов) составляла $668 млн, а на 31 декабря — $642,3 млн.
Деньги аккумулируются, так как компания не выплачивает дивиденды: пока есть перспективы развития, считает аналитик Альфа-банка Юлий Матевосов.
По итогам второго квартала 2012 года консолидированная выручка «Яндекса» составила 6,8 млрд рублей ($207,2 млн), увеличившись на 50%. Компания получила чистую прибыль в 2 млрд рублей ($60,4 млн), которая со второго квартала 2011 года увеличилась на 76%.
За год рекламная выручка компании выросла на 50% — с 4,4 млрд рублей до 6,65 млрд рублей, из которых выручка от контекстной рекламы составила 6,02 млрд рублей, а от медийной рекламы — 628 млн рублей. Показатели выросли с прошлого года на 50 и 43% соответственно.
«Выручка ожидаемо сильная, операционные затраты сопоставимы с прогнозом, — говорит Анастасия Обухова из «ВТБ Капитала». — Меня настораживает, что увеличиваются затраты на платежи дистрибуторам и партнерам. Благодаря этому поисковая доля «Яндекса» стабилизируется, но если тенденция продолжится, платежи партнерам год к году будут расти, а наращение выручки будет за счет увеличения платежей партнерам, в конце концов это будет давить на маржу».
По данным Liveinternet, доля компании на российском поисковом рынке во втором квартале — 60,4%.
Накопление свободных средств в такой ситуации может означать, что до конца года или в следующем году компания может сделать крупную инвестицию или приобрести актив за рубежом, — говорит Матевосов, — скорее всего, они могут выйти на перспективный рынок, чтобы агрессивнее конкурировать с Google, или вложаться в мобильную платформу».
Сейчас основным конкурентом «»Яндекса» считается американский интернет-поисковик Google, который с прошлого года начал наращивать свое присутствие в России. Компания запустила рекламную кампанию и отключила в своем браузере Chrome возможность быстрой смены заданной по умолчанию поисковой службы. В этом году и в новой версии браузера Mozilla Firefox поисковиком по умолчанию вместо «Яндекса» станет Google.
Эксперты говорили, что Google наращивает долю не только за счет браузера, но и за счет распространения собственной мобильной операционной системы Android.
У «Яндекса» пока нет ни браузера, ни операционной системы. Но в конце мая источники сообщали о возможном интересе российской компании к бизнесу норвежской Opera Software, разработчика программного обеспечения, в том числе интернет-браузера Opera. Сейчас Opera является одним из основных партнеров «Яндекса», в котором включен ее поиск по умолчанию.
По данным NetMarketshare, доля браузера Opera для компьютеров составляет 1,6%, уступая место Internet Explorer, Firefox, Chrome и Safari.
При этом мобильная версия Opera mini занимает 10,6% рынка, уступая позиции Safari и Android Browser.
Капитализация Opera на бирже в Осло составляет $810,7 млн. Стоимость российской компании составила $6,63 млрд.
Глава российского «Яндекса» Аркадий Волож не комментирует информацию о возможной сделке. «В этой области сейчас очень много всего происходит, постоянные перестановки. Mozilla то тут, то там, Safari то так, то эдак. Все бурлит. И мы тоже бурлим. Но пока не можем рассказать о чем-то конкретном», — рассказывал он в начале июля в интервью РИА «Новости».
Аналитику «Финама» Леониду Делицыну возможная покупка мобильной операционной системы и браузера «кажется правдоподобной».
«Opera кажется наиболее вероятным объектом для поглощения, — не исключает эксперт. — «Яндексу» нужна экспансия либо на международные рынки, либо на мобильные устройства, поэтому компания будет использовать кэш».
Бумаги «Яндекса» на бирже NASDAQ после публикации отчета просели на 3,5% до $20,1 за каждую. Финансовые показатели позитивны, но глобальные инвесторы пока не заметили реальных шагов в направлении международного рынка, пояснил Делицын.