Цены авиабилетов на перелеты по России летом устойчиво растут. Но появление новых авиакомпаний на международных линиях сдержало рост цен на путешествия за рубеж, следует из ежемесячного «Авиаиндекса», который рассчитывает инвесткомпания «Регион».
«Если посмотреть относительную величину тарифа, внутренние перелеты в принципе дороже, чем международные», — пояснил директор аналитического департамента «Региона» Валерий Вайсберг.
Вымывание конкурентов на внутренних авиалиниях, усиление позиции большой тройки авиакомпаний – «Аэрофлота», «Трансаэро» и «Ютэйра» – позволяет проводить более агрессивную ценовую политику, считает эксперт.
На внутренних линиях зафиксирован рост цен почти у всех перевозчиков из первой пятерки.
Цены «Аэрофлота» на полеты внутри России увеличились в среднем на 4%. Максимальный рост цен продемонстрировали направления Москва--Красноярск» (+34%) и Москва--Омск (+23%), указано в «Авиаиндексе». На других направлениях темпы роста цен существенно замедлились, а на некоторые рейсы цены в июле были ниже, чем в июне (например, цены на маршруте Москва--Казань снизились на 10%).
Билеты «ЮТэйр» на репрезентативных направлениях подорожали на 14%. Самое существенное повышение зафиксировано на рейсе Москва--Пермь — полные цены выросли почти наполовину. У «Сибири» цены выросли в среднем на 5%. Максимальный рост замечен на маршруте Москва--Омск» (+28%). Но на некоторых рейсах цены упали (например, на направлении Москва--Санкт-Петербург (-13%)). На протяжении июля в среднем билеты «Аэрофлота» были дороже, чем у «ЮТэйра» и «Сибири» на 21 и 5% соответственно, делают вывод авторы исследования.
Цены «Аэрофлота» на международные полеты в июле в среднем почти не изменились.
Западное направление дешевеет, восточное – дорожает. На 16% упала цена перелета в Ларнаку (Кипр); стоимость линии Москва–Киев снизилась на 20% (в июне значительный вклад в рост киевских тарифов внес Евро-2012, тогда рейсы в украинскую столицу подорожали в полтора раза; сейчас они несколько откатили обратно). Зато на 19% подорожали авиабилеты из Москвы в Ереван и на 17% — в Пекин.
У «Трансаэро» цены на выбранных международных направлениях снизились в среднем на 3%. Сильнее всего упали цены на направлении Москва–Лондон – сразу на 36%. После того как British Airways поглотила британскую компанию bmi (обе были назначенными перевозчиками на линии Москва–Лондон), «Трансаэро» увеличила провозную емкость на линии – несколько раз в неделю компания осуществляет рейсы на Boeing-747.
Почти наполовину выросла средняя стоимость перелета «Трансаэро» из Москвы в Пекин и обратно, утверждают аналитики со ссылкой на данные систем онлайн-бронирования. Но в авиакомпании резкие перепады стоимости билетов на маршрутах не подтверждают, не исключая, что показатель – погрешность методики «Авиаиндекса».
Сомнений в популярности рейса «Трансаэро» из Москвы в Рим, открытого этим летом, нет: компания уже приняла решение об увеличении провозных емкостей на итальянских маршрутах. С 25 июля все рейсы выполняются на Boeing 737-800 (154 пассажира). Их эксплуатация позволила компании увеличить объемы перевозок в Рим, Милан и Венецию на 20%.
Но из-за популярности направления купить билеты по дешевому тарифу «Туристический» в июле за месяц до вылета уже было невозможно, отследили авторы «Авиаиндекса».
Востребованность римского рейса привела к вымыванию дешевых билетов, и если компания изначально предлагала билеты по цене почти на 30% дешевле, чем «Аэрофлот», то к концу месяца «Трансаэро» догнала расценки «Аэрофлота».
В июле продажи на направлении Москва--Париж открыл французский перевозчик Aigle Azur. На этом направлении летают четыре авиакомпании: «Аэрофлот», «Трансаэро», Air France и Aigle Azure. По состоянию на конец июля за месяц до вылета самый дешевый билет предлагала Aigle Azur, самая высокая минимальная цена – у «Аэрофлота».
Вице-президент «Транспортной клиринговой палаты» Марина Букалова скептически оценила представленные в «Авиаиндексе» данные. «Достоверные данные по среднему тарифу на конкретной линии есть только у самих авиакомпаний, — поясняет она. – Методика расчета тарифа очень проста: выручка с конкретного направления за конкретный период разделенная на фактическое количество пассажиров, которое было перевезено на этих рейсах. Эти данные не являются публичными и авиакомпании их не стремятся разглашать».