«Сургутнефтегаз» не будет разрабатывать арктический шельф на условиях «Роснефти». Об этом заявил в пятницу глава компании Владимир Богданов.
«На таких условиях мы не готовы работать. Мы считаем, что мы нормальная российская компания», — заявил он, добавив, что «Сургут» всегда сам занимается тем или иным проектом, не вступая ни с кем в долю.
По словам Богданова, у «Сургутнефтегаза» достаточно собственных финансовых средств. «А технологии мы на Западе покупаем, обучаем персонал, — сказал глава компании. – Но работаем мы только сами».
«Роснефть» от комментариев по этому вопросу отказалась.
«Технологии действительно можно приобрести. Финансовые ресурсы «Сургутнефтегаза» составляют около $30 млрд, — комментирует аналитик Номос-банка Денис Борисов. – Однако мировая практика показывает, что при реализации шельфовых проектов, как правило, создаются альянсы: это минимизирует риски. Так что с этой точки зрения партнерство является наиболее логичным вариантом».
В апреле текущего года главы «Сургутнефтегаза», «ЛУКойла», «Башнефти», и ТНК-ВР направили письмо Владимиру Путину, занимавшему на тот момент должность премьер-министра. Нефтяники просили допустить их к ресурсам шельфа, упирая на то, что без их участия программа освоения шельфовых запасов не будет реализована.
Путин в ответ заявил, что уже дал поручение правительству проработать этот вопрос. В итоге «Роснефть» пригласила на арктический шельф российские частные компании, но выдвинула весьма жесткие условия. В первую очередь, речь шла о долях. Американская ExxonMobil, итальянская Eni и норвежская Statoil, заключившие с «Роснефтью» партнерские соглашения по разработке шельфа, получили по 33% в арктических проектах. Как неоднократно заявляла госкомпания, всем партнерам по шельфу предлагаются одинаковые условия, и российским нефтяникам это не понравилось.
Кроме того, частным компаниям предлагалось взять на себя расходы по геологоразведке, а также выплачивать «Роснефти» $0,25 с каждого барреля. Реализацией добытых углеводородов должно заниматься совместное предприятие, но на основании предложений «Роснефти».
В «ЛУКойле» «Газете.Ru» сказали, что компания ведет переговоры о совместной работе с «Роснефтью» на шельфе Арктики.
«Но мы будем добиваться и самостоятельного доступа к шельфовым проектам», — заявил представитель «ЛУКойла».
В ТНК-ВР от комментариев отказались, напомнив слова главного финансового директора компании Джонатана Мьюира, который в четверг заявил, что ТНК-ВР в переговорах с «Роснефтью» по шельфу «находится на уровне обсуждения рабочей группы». По его словам, компания оценивает потенциал возможностей, пока обсуждаются только опции.
Представитель «Башнефти» был в пятницу недоступен для комментариев.
Источник, близкий к одной из компаний, направивших письмо Путину, отмечает, что условия, предложенные «Роснефтью», по сути, являются сервисными контрактами.
«Одно дело, когда это предлагают иностранным инвесторам, и совсем другое, когда те же условия предоставляются национальным компаниям, — говорит источник «Газеты.Ru». – Именно этим мы недовольны».
Один из миноритарных акционеров «Роснефти» говорит, что политика госкомпании в отношении шельфа – это политика ресурсного национализма. «Роснефть» считает, что все новые ресурсы априори принадлежат ей, как крупнейшей государственной нефтяной компании («Газпром нефть» значительно меньше по масштабам), — поясняет миноритарий. – И скорее всего, шельфовые проекты будут реализованы именно на условиях «Роснефти», так как то, что диктует она, фактически диктует государство».