Государство усилило контроль над процессом приватизации активов ТЭК, сообщил глава «Роснефти» Игорь Сечин на собрании акционеров компании в среду. «Роснефть» внесена в список стратегических предприятий, напомнил он, также создан особый орган – комиссия по стратегическому развитию ТЭК при президенте. «Появляется второй ключ – не только правительство, но и администрация президента может участвовать в проекте приватизации», — подчеркнул глава «Роснефти».
Так что акционеры компании могут «не испытывать тревоги» — неоправданных решений не будет, заверил Сечин: «Убежден, что ваши интересы будут учтены». Но и сами акционеры должны быть активнее, «проявлять озабоченность», «занимать активную позицию» по вопросу приватизации, показал заинтересованность в их мнении глава «Роснефти».
Как показывает пример одного из миноритариев «Роснефти» — Алексея Навального, который через суд добивается от компании получения протоколов заседаний советов директоров и других документов, — активная позиция акционеров не всегда нравится главе компании.
«У господина Навального есть право защищать свои интересы. Другое дело, надо понять совпадают ли они с интересами акционеров «Роснефти», — заявил Сечин, предположив, что Навальный работает на конкурирующие компании. «Просто по заказу других компаний, которые выбрали этот путь для получения информации о своих конкурентах. Если закон позволяет эту работу проводить, пожалуйста. Вы тоже для себя должны понимать: он защищает подчас не в целом интересы акционеров, а свои конкретные частные интересы», — поделился Сечин с собравшимися.
«Основному акционеру (75% «Роснефти» контролируется государством) не нужны активные миноритарии, Навальный — пример тому. С точки зрения мажоритарного акционера, миноритарий должен получать дивиденды и быть довольным», — поделился с «Газетой.Ru» один из мелких акционеров компании.
«Роснефть» намерена повысить уровень дивидендных выплат с нынешних 11,5% до 25% от чистой прибыли и сохранять эту планку в дальнейшем, сообщил Сечин.
Об этом главу компании на прошлой неделе попросил президент Владимир Путин в ходе своего визита на нефтекомплекс «Роснефти» в Туапсе. «Мы поддержали это предложение, и если мы за 2011 год планировали выплатить 3,45 рубля на акцию, то это поручение позволяет нам реализовать выплату 7,53 рубля, что составит 25% от прибыли и больше чем в два раза выше плана», — сказал Сечин. Таким образом, дивиденды компании за 2011 год вырастут с 36,5 млрд рублей до 79 млрд руб.
Новость о повышении дивидендов, безусловно, является позитивом для «Роснефти», говорит Дарья Козлова из RMG Securities. «Но следует отметить, что
дивидендная доходность компании наименьшая среди всех российских ВИНКов.
У «Газпрома» и «Газпром нефти» она составляет 5%, 4,6% у «ЛУКойла», 11% (12,5% по префам) у ТНК-ВР, — добавляет аналитик. — У «Роснефти» при нынешних дивидендах показатель составляет 1,5%, при их повышении увеличится до 4%. В 2012 году доходность по акциям «Роснефти» может еще более снизиться из-за сокращения прибыли после отмены льгот по НДПИ и экспортной пошлине для Ванкорского месторождения».
В связи с объемной инвестпрограммой «Роснефти» ($70 млрд до 2015 года) и увеличением дивидендных выплат компании придется выйти на рынки заемного капитала, считает Козлова. При низком текущем соотношении чистого долга и прибыли и высоком кредитном рейтинге «Роснефть» вполне способна нарастить долг не менее чем в два раза, добавляет она. На 31 марта долг компании составлял 418,5 млрд.
Также на собрании была затронута тема потенциального сотрудничества «Роснефти» с частными компаниями на шельфе. Сечин отметил, что «ЛУКойл» и ТНК-ВР обладают активами, которые интересны госкомпании в рамках этого сотрудничества. О каких именно активах идет речь, глава «Роснефти» не уточнил. В компании не смогли оперативно прокомментировать это заявление.
ТНК-ВР заявляла о своем желании принять участие в разработке Арктики еще в прошлом году, когда рассматривалась «арктическая» сделка «Роснефти» с британской ВР (владеет 50% ТНК-ВР). Альянс не состоялся именно из-за вмешательства российских акционеров ТНК-ВР, консорциума AAR (Alfa Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга). Консорциум настаивал на том, что сделка ВР с «Роснефтью» нарушает акционерное соглашение ТНК-ВР, согласно которому британская компания обязана вести свою деятельность в России исключительно через совместное предприятие. Российские акционеры ТНК-ВР предлагали, чтобы СП заменило ВР в альянсе, но «Роснефть» от такого варианта категорически отказалась. Дело дошло до Стокгольмского арбитража, и в итоге альянс не состоялся.
«ЛУКойл» заявил о своем интересе к шельфу позднее, когда стало известно, что вместо ВР Арктику вместе с «Роснефтью» будет разрабатывать американская ExxonMobil. В апреле 2012 году главы «ЛУКойла», «Башнефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР направили письмо Владимиру Путину, занимавшему на тот момент должность премьер-министра. Нефтяники просили допустить их к ресурсам шельфа, упирая на то, что без их участия программа освоения шельфовых запасов не будет реализована.
На сегодня о переговорах с «Роснефтью» по поводу шельфа заявлял только «ЛУКойл». Глава компании Вагит Алекперов ранее заявлял, что «ЛУКойл» в обмен на доступ к шельфу готов предложить госкомпании доли в своих зарубежных проектах. «У нас много блоков, например в Западной Африке, — сказал Алекперов в конце апреля. — Это вопрос переговоров».
«ЛУКойл» владеет долями в нескольких проектах на западноафриканском шельфе, но, хотя наличие нефти на этих участках компанией установлено, точные запасы пока не называются. В «ЛУКойле» не смогли ответить, какими активами компании заинтересовалась «Роснефть», но источник в отрасли полагает, что речь идет о проектах «ЛУКойла» на шельфе Каспийского моря. На каспийском шельфе у компании два проекта — месторождения имени Филановского (запасы – 151 млн тонн нефти и 26 млрд кубометров газа) и Корчагина (около 80 млн тонн).
«У «Роснефти» в последнее время становится все больше шельфовых проектов — вполне логично, если она захочет присоединиться к каспийским проектам «ЛУКойла»,
— говорит источник. В ТНК-ВР от комментариев отказались. Но, по мнению экспертов, у этой компании для «Роснефти» могут быть интересны проекты в Восточной Сибири. По словам Дениса Борисова из Номос-банка, речь может идти о Русском, Сузунском и Тагульском месторождениях. Запасы первого превышают 1 млрд тонн нефти; запасы Сузунского и Тагульского на сегодняшний день исследованы слабо: по данным ТНК-ВР, на Сузуне всего 7,8 млн баррелей нефти (чуть более 1 млн тонн), на Тагуле – 10,5 млн баррелей (примерно 1,43 млн тонн). Но предполагается, что уже в ближайшие годы на Сузульском месторождении будет разведано до 500 млн баррелей (68 млн тонн).
«Эти месторождения располагаются рядом с крупнейшим проектом «Роснефти» — Ванкором, и приобретение долей в них даст синергетический эффект»,
— отмечает Борисов. Как могут быть распределены доли при потенциальном обмене активами, будет зависеть от их оценки. «Роснефть» может получить как 33% (столько получают партнеры госкомпании в ее шельфовых проектах), так и 49%», — говорит Борисов.