Еврокомиссия направила Google письмо с требованием пересмотреть подходы к размещению рекламы конкурентов. На интернет-корпорацию подали жалобы полтора десятка компаний, включая Microsoft. Они утверждали, что Google злоупотребляет своим доминирующим положением, искусственно занижая рейтинги конкурентов в результатах поиска. В результате полутора лет расследований
регулятор выявил четыре способа, с помощью которых компания нарушала конкуренцию, сообщил глава Еврокомиссии по антимонопольным вопросам Хоакин Алмуния. Ведомство предоставило Google возможность добровольно устранить нарушения, это должно быть сделано в течение ближайших недель, добавил он.
В своем письме Google Алмуния предложил поисковику пересмотреть систему поиска, предоставления контента и правил размещения объявлений для рекламодателей. Комиссия предъявляет претензии к тому, что корпорация предоставляет информацию о собственных продуктах в результатах поисковых запросов в ущерб данным о продуктах конкурентов, копирует контент с других сайтов для демонстрации собственных сервисов, отображает целевую рекламу на сайтах партнеров и ограничивает использование рекламного инструмента AdWords конкурентами.
Представитель Google Эл Верней заявил, что компания не согласна с выводами Еврокомиссии, но «готова к обсуждениям проблемы». Если Google откажется сотрудничать с комиссией, ему грозит иск за нарушение антимонопольного законодательства Евросоюза и штраф в размере 10% от годовой выручки.
«Google уже говорил, что всего лишь предлагает наилучшие условия поиска, и нет ничего плохо в том, что иногда в результатах появляются собственные продукты компании, — напоминает представитель Google Саманта Смит. — С тех пор как комиссия начала свое расследование, в интернете резко выросла конкуренция». «Мне кажется, что Google предоставлял достаточно равные условия для всех клиентов AdWords на протяжении многих лет», — защищает корпорацию гендиректор компании Conjecture, которая курирует работу сайта WiseGeek.com и является рекламным партнером Google.
Претензии к Google со стороны европейских властей могут активизировать и разбирательство в отношении компании, которое с прошлого лета ведет Федеральная торговая комиссия США. Ведомство подозревает, что Google злоупотребляет своим лидирующим положением на американском рынке интернет-поиска.
«Европейцы как будто говорят Google: «Время вышло. Уступи, или мы будем судиться», — считает антимонопольный эксперт Бостонского университета Кейт Н. Хилтон. «Если Google все же решиться уступить, то пользователи, несомненно, заметят разнообразие интернет-сервисов, которые предоставляют остальные компании», — отмечает профессор права в бельгийском университете University of Liège Никола Пети.
«Очень важно, чтобы условия любого согласованного урегулирования включали меры по быстрому возмещению ранее нанесенного ущерба», — добавляет адвокат ICOMP Дэвид Вуд.
По оценке Еврокомиссии, услугами Google пользуются 95% клиентов европейского рынка онлайнового поиска, в то время как суммарная доля охвата рынка поисковиками Microsoft Bing и поисковым сайтом Yahoo!, с которым Microsoft связывают партнерские отношения, составляет лишь 25%.