На борту разбившегося в Индонезии 9 мая Sukhoi Superjet-100 находились представители двух индонезийских авиакомпаний, заказавших эти самолеты у компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Все они погибли.
В планах ГСС продажа в Индонезию 42 самолетов SSJ-100. Самолеты покупают авиакомпании Kartika Airlines и Sky Aviation. Три первых самолета должны быть поставлены в Индонезию уже в этом году, заявлял ранее президент ГСС Анатолий Присяжнюк.
Твердый контракт с Kartika Airlines заключен в 2010 году на авиасалоне в британском Фарнборо. Тогда сообщалось, что перевозчик покупает 30 региональных самолётов SSJ-100 в базовой конфигурации. Стоимость сделки около $950 млн. Поставка запланирована на период с 2012-го по 2015 годы.
В катастрофе 9 мая погибли трое сотрудников Kartika Airlines, в том числе главный операционный директор компании.
Представитель Kartika Airlines в среду вечером сообщил, что первый российский самолет должен появиться в воздушном парке перевозчика в сентябре этого года (в ГСС таких планов не подтверждают). Но катастрофа лайнера может повлиять на сроки поставок, не исключил представитель индонезийской компании. «Мы дождемся результатов расследования, — цитирует представителя перевозчика издание kompas.com. – Может быть отказ двигателя, системы управления или навигации. Пока мы ждем».
Финансовая сторона соглашения с Kartika Airlines не разглашается, но экономическое положение индонезийской компании сложно назвать стабильным. По данным на декабрь 2010 года, парк перевозчика состоял из двух Boeing 737-200, одного Boeing 737-400 и одного MD-82. Но за последние несколько лет индонезийские власти дважды приостанавливали деятельность компании. Сейчас на официальном сайте Kartika Airlines работает только главная страница.
Второй индонезийский партнер ГСС – Sky Aviation — ранее работал как чартерная компания, но в 2010 году перешел на регулярные полеты, последовательно расширяя воздушный парк. В начале 2011 года перевозчик получил три самолета Fokker 50, а в августе того же года заключил твердый контакт с ГСС на поставку двенадцати SSJ-100.
«На борту SSJ-100 было несколько наших сотрудников, — цитирует Reuters главного менеджера по маркетингу компании Sky Aviation Сутито Зайнудина. – Мы ждем итогов расследования, чтобы понять, был ли причиной катастрофы человеческий фактор или технические неполадки».
«Дальнейшие решения относительно «Сухого» последуют только после окончания расследования», — добавил Зайнудин.
Российские эксперты осторожны в прогнозах международных продаж SSJ-100 после катастрофы в Индонезии, но единодушны в том, что катастрофа ведет к репутационным потерям.
Преждевременно делать выводы о перспективах реализации существующих контрактов до завершения расследования, говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. «Урон по имиджу нанесен, но критичных последствий быть не должно», — считает он.
Эксперт поясняет: демонстрационный полет – в некотором смысле нештатная для лайнера ситуация, так как полет проходит по нерегулярным трассам, вне характерной для авиакомпаний эксплуатации. «Сомнений же в качестве самолета нет, — добавляет Синицкий. – SSJ-100 сертифицирован по европейским нормам, а они очень жесткие».
«Любая катастрофа по определению наносит удар по репутации самолета, — согласен замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – А в случае с SSJ-100 речь идет о новом для рынка продукте и новом для этого сегмента коммерческих самолетов производителе».
Уже заключенные контракты, скорее всего, будут реализованы, считает главный редактор «Авиа.Ru» Роман Гусаров.
«Но катастрофа в Индонезии – это якорь в продвижении не только проекта SSJ, но и других программ российского гражданского авиастроения», — говорит эксперт.
«Имиджевая капитализация нашей авиационной промышленности и так отрицательная. У нас сейчас в принципе имидж страны, где постоянно падают самолеты», — пессимистичен Гусаров. В 2011 году в России произошли три катастрофы с самолетами отечественного производства, в том числе катастрофа ближнемагистрального Ан-148 (относительно новая разработка, первый полет в 2004 году) во время тестового полета, напоминает эксперт.
Стоимость разработки SSJ-100 – около $1,5 млрд (более $2 млрд, если учитывать затраты смежных компаний, задействованных в проекте).
«Коммерческая эксплуатация самолета началась с трёхлетней задержкой, первоначальная реакция рынка была слабой, имели место небольшие операционные сложности после начала эксплуатации в апреле 2011 года», — напоминает международное рейтинговое агентство Fitch Ratings. Приток заказов в последние годы был стабильным (размещены заказы на 170 лайнеров), но количество приобретенных самолетов (в эксплуатации их семь: шесть у «Аэрофлота», один у «Армавиа») пока еще недостаточно для достижения точки безубыточности, говорят аналитики Fitch Ratings.
Дальнейшие заказы за пределами СНГ крайне важны для успеха проекта, но катастрофа SSJ-100 в краткосрочной перспективе, вероятно, негативно скажется на заказах, считают в Fitch Ratings.
Фатальных же последствий для проекта SSJ-100 специалисты не ждут при любых результатах расследования. Эксперты напоминают: в 1988 году во время демо-полета на малой высоте на авиашоу во Франции задел деревья и разрушился самолет Airbus A-320 (тогда трое погибли, 98 человек получили тяжелые ранения). Но катастрофа не помешала Airbus сделать лайнеры этого семейства одними из самых популярных на рынке (продано более 4500 самолетов A320).
Исправить имидж можно только хорошими результатами эксплуатации, уверен Гусаров. «Если самолет будет надежно и регулярно летать в «Аэрофлоте», если покажет хорошую экономику, то необходимость в масштабных рекламных кампаниях отпадет сама по себе, — считает он. – Коммерческих заказчиков интересуют прежде всего хорошие результаты работы самолета на линиях».
«Аэрофлот» не планирует отказываться от эксплуатации Sukhoi Superjet-100, сообщила авиакомпания в своем микроблоге в Twitter: «Все SSJ проходят ежедневный технический осмотр, рейсы выполняются по расписанию». Всего авиакомпания заказала 30 таких самолетов.
В 2012 году иностранные заказчики (вне СНГ) должны получить десять SSJ-100, сообщал в начале года глава «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян. Помимо Индонезии самолёты отправятся в Мексику и Лаос.