Социальная сеть Facebook назвала цену, которую рассчитывает получить за акции в ходе майского первичного размещения, — $28—35 за акцию, говорится в официальном заявлении.
Оценка компании, таким образом, составит $77—96 млрд. Окончательно цена размещения станет известна за день до начала торгов акциями, намеченных на 18 мая.
Road-show — встреча с потенциальными инвесторами — начнется 7 мая. Встречи в основном будут проводить операционный директор Шерил Сэндберг и финансовый директор Дэвид Эберсман, пишет The Wall Steet Journal. Основатель и глава соцсети Марк Цукерберг появится лишь на нескольких из них. На видео для инвесторов, появившемся в четверг, 27-летний миллиардер в привычной футболке и джинсах вспоминает о том, как решил создать сеть. «Я вырос с интернетом; в школе я пользовался поисковиками Google и Yahoo!, — говорит Цукерберг. — И думал, что это самая потрясающая вещь, что теперь у нас есть доступ ко всей этой информации. Единственное, чего недоставало, так это людей».
IPO Facebook в любом случае станет рекордом: ни одна интернет-компания в США никогда не оценивалась так высоко перед размещением бумаг на бирже.
Google в 2004 году оценили в $23 млрд, профессиональную сеть LinkedIn в 2011 году — в $4,5 млрд. Предварительная оценка Facebook приближается к таким компаниям, как McDonald's ($99 млрд) и Amazon.com ($104 млрд).
Ранее источники, близкие к социальной сети, говорили о большем. Аналитики оценивали стоимость компании в пределах $75—100 млрд. На внебиржевых площадках цена поднималась и выше. Так, в ходе одной из последних торговых сессий в SharesPost инвесторы приобрели бумаги Facebook у работников компании по $44,1 за акцию, что означало оценку сети на уровне $102,8 млрд. На SecondMarket оценка компании достигала $109 млрд.
У Facebook 901 млн ежемесячных активных пользователей (данные на 31 марта). По данным ComScore, с сентября 2011 года по январь 2012-го зарегистрированные пользователи, которые заходят в сеть через персональные компьютеры, проводят в Facebook в среднем от шести до семи часов в месяц.
Facebook намерена привлечь $13,6 млрд, хотя ранее говорилось о $5—10 млрд. В США только две компании пока получали больше в ходе IPO: платежная система Visa привлекла $19,7 млрд в 2008 году и General Motors — $18,1 млрд в 2010 году.
Цукерберг продаст 30,2 млн акций, что может принести ему $1 млрд. Деньги, как отметили в Facebook, пойдут на выплату налогов. После этого у Цукерберга останется 57,3% голосующих акций.
Размещение по нижней границе будет означать потери для некоторых инвесторов.
«Я удивлен и удивлюсь еще больше, если размещение пройдет по нижней границе», — говорит инвестор из Сан-Хосе Кэвин Лэндис, покупавший акции по $31—32 с обязательством не продавать их в течение шести месяцев после IPO. По его словам, он пока не обеспокоен и надеется, что низкая оценка — часть тактики по привлечению инвесторов на IPO.
Фондовый менеджер Крис Баггини считает, что даже размещение по верхней границе будет дисконтом к реальной стоимости соцсети. Он признает, что хочет участвовать в приобретении акций Facebook, поскольку через четыре года эта «невероятная компания будет стоить $200 млрд».
Аналитик Morningstar Рик Саммер высказывает противоположное мнение: «Под большим вопросом суть бизнеса (Facebook. — «Газета.Ru»). До сих пор непонятно, за что платят рекламодатели», — говорит он. По оценкам Саммера, единственный способ оправдать размещение хотя бы по нижней границе цены — показать доход в $40 млрд в ближайшие пять-шесть лет при сохранении текущей рентабельности. Аналитик BIA Kelsey Джед Уиллиямс говорит, что для поддержания стоимости компании придется показывать рост доходов на 41% ежегодно в течение пяти лет. Пока выручка Facebook в 2011 году составила $3,7 млрд. По итогам первого квартала 2012 года выручка составила $1,06 млрд, что на 45% больше, чем в тот же период годом ранее, но на 6% меньше, чем в предыдущем квартале.
Реклама приносит 85% доходов сети. Цена, которую платят за каждые 1000 просмотров рекламодатели, по словам Хусейна Фазала, главы компании Adparlor, занимающейся размещением рекламы в Facebook, относительно невысока — 25—30 центов. Эксперты считают, что Facebook необходимо развивать прочие источники дохода — электронную коммерцию или платные сервисы, которые пока ограничиваются играми.