Холдинг Олега Дерипаски «Русские машины» планирует размещение на зарубежных площадках акций входящих в него предприятий, исходя из оценки всего бизнеса в $3 млрд, сообщил Bloomberg председатель совета директоров компании Зигфрид Вольф, назвав ориентировочные размеры пакетов — 25%. «Русские машины» будут продавать акции отдельных предприятий, а не холдинга», — уточнил он.
«Мы намерены сделать это в текущем году или следующем, — говорит Вольф. — Мы хотим найти зарубежных инвесторов и предложить им пакет, небольшой, но который демонстрировал бы, на что мы способны. Я уверен, что мы начнем с небольшого предложения и увеличим его в случае, если рынок отреагирует на него положительно».
«Мы абсолютно настроены на выход за пределы России» для проведения листинга, сказал Вольф.
Возможными площадками для размещения он назвал биржи в Лондоне, Гонконге, США, а также Канаде. По его словам, первым подразделением, акции которого будут предложены в ходе IPO, может стать «Русская корпорация транспортного машиностроения» (РКТМ).
В пресс-службе «Русских машин» подтвердили, что рассматривают возможность выхода на IPO, «но не в ближайшее время».
«Русские машины» созданы в 2005 году на базе машиностроительных активов компании «Базовый элемент». В холдинг входят 26 предприятий в 14 регионах России, включая заводы по строительству транспортных средств, конструкторские бюро, производства самолетов и военной техники. Общая численность сотрудников корпорации — более 75 000 человек.
IPO машиностроительного холдинга станет вторым примером вывода активов Дерипаски на международные торговые площадки. В январе 2010 года прошло размещение бумаг подконтрольного Дерипаске «Русала» на бирже в Гонконге. Компания привлекла $2,1 млрд.
En+ Group, контролирующая 47% «Русала» и энергетические активы «Базового элемента», также может провести IPO на азиатском рынке в течение трех лет, сообщал в июне прошлого года гендиректор компании Артем Волынец.
Размещение «Русских машин» не состоится до завершения судебного спора, в котором участвует датское подразделение компании. Банк BNP Paribas SA в лондонском суде требует от него $87 млн за несоблюдение условий по кредиту на $878 млн, которые Дерипаска использовал в 2007 году для покупки пакета в канадском производителе автокомплектующих Magna.
Вольф отметил в среду, что компания «открыта для судебной системы и нет никакого давления, чтобы ускорить процесс» размещения акций.
По предварительным неаудированным данным, выручка «Русских машин» в 2011 году увеличилась на 27%, до 157 млрд рублей, чистая прибыль компании составила более 5 млрд рублей, а соотношение долга к EBITDA — «ниже трех», говорил «Коммерсанту» гендиректор холдинга Александр Филатов.
Аналитик МДМ-банка Михаил Зак ориентируется на оценку «Русских машин» в диапазоне $2—2,4 млрд. «Это дало бы компании очень хороший результат. Более высокие оценки могут поставить инвесторов под угрозу», — считает он.
Независимый аналитик Игорь Краевский оптимистичен: «Максимальная оценка, на которую может рассчитывать компания, — $5 млрд».
Фактором риска для «Русских машин» станет вступление России во Всемирную торговую организацию. «Холдинг диверсифицирован, но основная часть доходов идет от группы «ГАЗ». С учетом вхождения в ВТО, где будет высокая конкуренция, особенно на рынке коммерческой и грузовой техники, темпы роста компании будут не такими высокими, как раньше», — предупредил он.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников считает размещение пакетов отдельных компаний интересным предложением для инвесторов: «Им было бы интереснее смотреть на отдельные компании, что позволит более четко понимать бизнес». Он считает, что оценка в диапазоне $2,5—3,5 млрд соответствует бизнесу компании.
«Инвесторы ждут роста бумаг после размещения на 15—20% в год, — говорит эксперт. — Но в рамках геополитических изменений в России, в частности вступления в ВТО, перспективы IPO трудно оценить».