В понедельник в Истре премьер-министр Владимира Путина провел совещание по вопросу развития жилищного строительства. Девелоперы и профильные чиновники ждали от встречи радикальных решений. «Это будет рывковая стратегия развития отрасли», — говорил «Газете.Ru» один из ее участников за три недели до мероприятия.
Ожидания оправдались. Путин заявил о возможной отмене обязательной экспертизы строительных проектов и потребовал ввести исчерпывающий перечень административных процедур в отрасли.
Также он объявил, что до конца апреля через Госдуму пройдут поправки, сокращающие срок предоставления земельных участков под строительство до месяца — примерно в 10 раз. «На рассмотрении Госдумы находятся поправки, призванные оптимизировать процедуры формирования и предоставления земельных участков для строительства. По оценкам Минэкономразвития, это позволит сократить время согласования документов с одного года до одного месяца, а сроки подготовки решений о предоставлении земельного участка — с двух месяцев до десяти дней», — пообещал Путин.
Это приведет к увеличению объема жилищного строительства с 67 млн кв. метров в 2012 году до 90 млн кв. метров 2015-м, рассчитывает Путин. По итогам прошлого года в России построили 62,3 млн кв. метров жилья.
«Мы должны дать возможность большинству российских семей решить свою жилищную проблему, и выполнение этой задачи не должно упираться ни в административные, ни в бюрократические, ни в коррупционные барьеры», — потребовал премьер.
Устранять их предстоит министерствам. Глава Минрегионразвития Виктор Басаргин на совещании предложил вести всю торговлю стройматериалами через биржу, доказывая, что это снизит их стоимость на 15—20%. «Нужно просто запретить без биржевой торговли в регионах реализовывать стройматериалы», — заявил он, добавив о необходимости ввести контроль за ростом тарифов на перевозку стройматериалов.
А Минэкономразвития объявило о подготовке законопроект об отмене деления земель на категории. Глава министерства Эльвира Набиуллина признала, что в отношении сельхозугодий «закон фактически не работает, поскольку эти земли все равно застраиваются».
В МЭР предлагают выделить особо ценные сельхозугодия, которые необходимы для поддержания продовольственной безопасности, а по остальным установить регламент и разрешить строительство дорог, сельхоззданий и т. д.
Упрощение обязательной экспертизы и сокращение сроков предоставления земельных участков повлияют на рост инвестиционной привлекательности проектов жилой застройки и тем более комплексного освоения территорий, говорят в СУ-155. «Застройщики и девелоперы получат возможность снизить стоимость денег, инвестируемых в жилое строительство, в том числе экономкласса. Это вернет необходимую для стабильного развития отрасли рентабельность проектов и повысит качество финансового планирования на этапе подготовки бизнес-плана»,— радуется представитель компании.
Решение Путина об отмене обязательной экспертизы ориентировано на застройщиков типовых проектов, говорит Сергей Жарков из «Индикаторов рынка недвижимости». «Нет смысла согласовывать один и тот же проект, — говорит он. — Но, если речь идет о высотном строительстве, без экспертизы не обойтись: цена вопроса — человеческие жизни».
Эксперт оценивает средние сроки согласования строительного проекта в два года (примерно совпадает со сроками строительства). «Основная масса строителей для строительства своих проектов берет кредиты. После двух лет согласования проект становится «бесценным», — сетует эксперт.
Государство должно упростить систему кредитования девелоперов и доступ к земельным ресурсам, добавил заместитель гендиректора «Магистрат-Недвижимости» Юрий Кочетков.
А практику организации биржевых торгов производители стройматериалов уже давно используют, заметил заместитель гендиректора «Союзцемента» Михаил Киселев. «Мы ввели такой способ продажи в 2008—2009 годах, но через биржу продаем только часть товара», — говорит он, отмечая, что это действительно помогает сдерживать цену на стройматериалы.
Управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев считает, что запрет на прямые сделки с покупателями может противоречить Гражданскому кодексу и закону о госзакупках в случае сделок с государственными заказчиками.