Железнодорожный оператор обязан владеть не менее чем 1000 вагонов, говорится в проекте постановления правительства «Об основах правового регулирования деятельности операторов при перевозках грузов», подготовленном Министерством транспорта. Документ опубликован на сайте ведомства.
Проект также подразумевает внесение в единый реестр сведений об операторах, «ведение которого осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта», а порядок ведения реестра операторов и перечень документов, необходимых для включения в реестр операторов, определяется Минтрансом.
Для оптимизации отношений между государством, участниками перевозочного процесса и клиентами создаются некоммерческие «саморегулируемые организации участников рынка операторских услуг. Правила поведения на рынке операторских услуг могут устанавливаться на основе стандартов, принимаемых саморегулируемой организацией, отмечается в проекте.
Ранее чиновники сетовали на перенасыщенность рынка железнодорожных грузоперевозок. В сентябре 2011 года Минэкономразвития предлагало оставить лишь 3—4 оператора. Всего в России работают более 1800 частных операторов грузовых железнодорожных перевозок.
О необходимости сокращения количества операторов говорил и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев: по его мнению, это решило бы проблему вывоза угля из региона.
В течение 2011 года компании-поставщики сталкивались с трудностями при организации перевозок грузов по железной дороге. Неэффективное управление подвижным составом из-за отсутствия документов, регулирующих взаимодействие «Российских железных дорог» и частных операторов вагонного парка, приводит к простою вагонов и увеличивает порожний пробег
Для операторских компаний, владеющих 1000 вагонов, ничего не меняется, отмечает юридический консультант «Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Светлана Брокар.
«Но обязанности крупных операторов будут существенно расширены, — подчеркивает она. — Наличие достаточных ресурсов, в том числе трудовых и логистических, позволяет крупным операторам инсталлироваться в перевозочный процесс в условиях инфраструктурных ограничений, повышать маршрутизацию вагонов, участвовать в формировании новой технологии планирования и прочее».
По мнению совета, «принудительного укрупнения» операторов быть не должно. Но необходимо создание «технологических и регуляторных условий для укрупнения в интересах всех участников рынка».
«Бизнесс-процессы в условиях инфраструктурных ограничений, отсутствия расписания движения грузовых поездов и прочее уже сейчас подталкивают операторские компании к созданию обезличенных парков, работающих на определенного клиента или на одних направлениях, — отмечает Брокар. — По нашему мнению, саморегулирование в сфере операторской деятельности может объективно способствовать укрупнению операторских компаний».
Компаний, владеющих более чем 1000 вагонов, в России около ста, при этом у них сконцентрировано 87% вагонного парка, отметил начальник управления маркетингом в «Трансгаранте» Александр Метелкин.
По словам советника гендиректора «Рейлтрансавто» Елены Кузнецовой, собственников вагонов-автомобилевозов, которые не попадают в установленную ведомством категорию, достаточно много.
«Для каждого рода грузов необходимо определенное количество подвижного состава, например, для угля 1000 единиц вагонов мало, а для редких грузов — вполне достаточно». Также необходимо учитывать дальность перевозок, заметила она.