Бывший партнер акционеров банка «Россия» Сергей Колесников предоставил редакции Financial Times документы, объясняющие происхождение денег, на которые, возможно, были куплены акции банка, а в дальнейшем другие компании, сформировавшие одну из крупнейших в стране бизнес-групп с активами на десятки миллиардов долларов.
Ее история началась в 1992 году, когда комитет петербургской мэрии по внешнеэкономическим связям, которым руководил Владимир Путин, стал совладельцем фирмы «Петромед». Партнерами мэрии стали ученый Сергей Колесников и Дмитрий Горелов (сейчас — акционер банка «Россия», ранее — полковник КГБ).
Предприятие создавалось для закупки медицинского оборудования за рубежом и организации поставок в больницы Санкт-Петербурга.
Контрагентом питерской фирмы стал Николай Шамалов (сейчас также акционер банка «Россия»), занимавший тогда пост официального представителя концерна Siemens в России.
«Петромед» специализировался на закупке оборудования у корпораций Siemens и General Electric. Поставки шли через зарегистрированную в Великобритании фирму EM&PS, совладельцами которой также являлись Колесников, Горелов и Шамалов, следует из документов, которые Колесников представил Financial Times.
После переезда Путина на работу в Москву в 1996 году (занял пост заместителя главы управления делами президента) компания перешла под совместный контроль Колесникова и Горелова.
Примерно в это же время фирма начала получать масштабные контракты на закупку медицинской техники: оборудование закупалось на деньги, которые были пожертвованы крупными российскими предпринимателями. В 2001 году, через год после избрания Путина президентом России, $203 млн для петербургской Военно-медицинской академии пожертвовал предприниматель Роман Абрамович, следует из документов, которые Колесников показал Financial Times.
В документах Колесникова нигде не упоминается имя Путина, нет его подписей. Но сам Колесников утверждает, что все, «кто имел дело с Путиным, называли его боссом, а затем царем». «Поначалу это была шутка, но потом все стало серьезно. Только он мог решать все. Преобразования продолжались. После вторых президентских выборов 2004 года начало появляться понимание того, что он может править вечно. Вы понимаете, что вся история с Медведевым была основана на том, чтобы найти способы для Путина остаться», — заявил Колесников FT.
«С уверенностью могу сказать, что эти документы не могут иметь отношения ни к правительству, ни к председателю правительства», — заверил «Газету.Ru» пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.
Представитель Абрамовича Джон Манн не опроверг факт перечисления денег, но настаивает, что размер пожертвований был меньше — $160 млн. «У нас есть документы о переводе средств в размере 5,14 млрд рублей, это $160 млн по курсу на день платежа», — сказал Манн «Газете.Ru».
«Все эти деньги пошли на покупку оборудования для больниц Петербурга. У нас есть документы из Siemens, подтверждающие этот факт. Люди, утверждающие обратное, либо не информированы, либо оперируют недостоверным сведениями», — подчеркнул он.
После покупки медицинской техники на счетах EM&PS осталось $85 млн, вспоминает Колесников. Горелов объяснил это FT условиями долгосрочных контрактов с контрагентами, которые могли обеспечивать скидку — до 50% от прайс-листа.
«Это не было откатом, — подтверждает и Колесников. — Мы просто могли покупать дешевле».
В итоге эти деньги были переведены на два офшора — зарегистрированный на Британских Виргинских островах Rollins International и панамский Santal Trading. Отчеты о банковских проводках (есть в распоряжении FT) показывают, что 12 февраля 2002 года EM&PS перевела $85 млн в адрес Rollins International, $50 млн из которых ушли в Santal. Представители офшоров отказались от общения с журналистами.
По словам Колесникова, в дальнейшем Горелов и Шамалов использовали эти деньги на покупку акций банка «Россия». За несколько месяцев до сделки Rollins International выплатил им дивиденды: $22,3 млн — Горелову, $21,8 млн — Шамалову, следует из платежных документов.
«Они купили акции на деньги, которые предназначались для закупки медицинского оборудования», — утверждает Колесников.
Шамалов не прокомментировал FT это заявление. Горелов подтвердил факт выплаты, уточнив, что деньги получены от «законной деятельности «Петромеда».
Через три года — в 2005-м — деньги офшора Santal появляются в сделке, которая дала старт формированию одной из крупнейших бизнес-групп России, — в покупке страховой компании «Согаз» у газовой монополии «Газпром». Реформа газового концерна предполагала распродажу непрофильных активов. В январе 2005 года появились три претендента на «Согаз», все компании были связаны с банком «Россия». В частности, на тендер выходила фирма «Акцепт» (владеет 4,5% акций банка «Россия»), принадлежащая Михаилу Шеломову, родственнику Путина.
Эта компания купила 13,5% акций «Согаза», получив кредит от офшора Santal на $18 млн.
Другой претендент — инвестиционная компания «Аброс». Она получила от Santal $41 млн и купила 49,97% акций «Согаза», позднее увеличила долю до 51%.
В банке «Россия» заявили «Газете.Ru», что «средства на данную сделку привлекались на открытом рынке на рыночных условиях». От дальнейших комментариев представители банка воздержались. Рыночная стоимость страховой компании тогда составляла около $120 млн.
По экспертным оценкам, сейчас «Согаз» стоит около $2 млрд.
В 2006 году «Согаз» получил контроль над компанией «Лидер», которая управляет «Газфондом», корпоративным пенсионным фондом «Газпрома». После этого «Газфонд» в результате серии сделок по обмену активами получил контрольный пакет акций Газпромбанка, опорного банка газовой монополии (сейчас стоит около $15 млрд).
А Газпромбанк в 2005 году получил от «Газпрома» компанию «Газпром медиа», сумма сделки составила $166 млн. Группа владела телеканалом НТВ и газетой «Известия». Через два года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост председателя совета директоров «Газпрома», оценил медийный бизнес в $7,5 млрд. По состоянию на 2011 год, «Газпром медиа» объединяет телекомпании НТВ, «НТВ-плюс», ТНТ, радиостанцию «Эхо Москвы», издательство «7 дней», газету «Трибуна», ресурс RuTube.ru и кинотеатр «Октябрь».
Сейчас банк «Россия» также владеет контрольным пакетом в одном из крупнейших российских медиахолдингов «Национальная медиа группа» (54,96%). В число активов группы входят 25% Первого канала, 25% СТС, 68% телеканала РЕН, 72% ТРК «Петербург Пятый канал», 51% газеты «Известия» и, по неофициальной информации, 49% ИД «Ньюс Медиа» (газета «Жизнь за всю неделю» и портал LifeNews.Ru). Летом 2010 года структуры банка «Россия» купили 100% крупнейшего в стране продавца телерекламы — группы «Видео интернешнл».
Ранее антимонопольная служба подсчитала, что более 70% национального рекламного рынка на российском телевидении (в первом полугодии 2011 года обороты составили 61,4—61,9 млрд рублей) делят каналы «Национальной медиа группы» и «Газпром медиа».