Федеральная антимонопольная служба оштрафует Metro Cash&Carry за нарушение закона о торговле. Торговая сеть устанавливала стоимость рекламных услуг для поставщиков рыбной продукции в зависимости от товарооборота. Это нарушение закона о торговле, утверждают чиновники.
Закон о торговле запрещает сетям и поставщикам навязывать друг другу условия. До принятия закона сети широко практиковали взимание процентов за услуги по размещению товаров на полках.
«Такие действия торговой сети являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», — пояснили в ФАС. Теперь компании придется выплатить штраф. Точная сумма штрафа еще не определена. По закону юридические лица должны платить от 2 млн до 5 млн рублей.
ФАС предписала Metro прекратить нарушение антимонопольного законодательства, но сеть пока предоставляет рекламные услуги по прежним ценам. В пресс-службе Metro сообщили, что не получили мотивировочной части и пока не готовы «выработать отношение к данному решению».
«Компания нарушила антимонопольное законодательство, — убеждена замначальника управления по контролю социальной сферы и законодательства Екатерина Урюкина. — Торговая сеть установила стоимость за оказание услуг по продвижению товара в зависимости от товарооборота поставки рыбных продуктов по договору поставки. Одна и та же услуга для разных поставщиков имела разную стоимость. Мы рассматривали стоимость оказанных рекламных услуг, которая значилась в договоре, например, как 2% от товарооборота».
Но в Metro утверждают, что стоимость маркетинговых услуг зависела только от объема оказанных услуг и не привязывалась к товарообороту компании, а поставщики принимают участие в акциях по собственному желанию. «Поставщики оплачивают маркетинговые услуги, оказываемые Metro в рамках рекламных акций, в зависимости от объема оказанных услуг, — комментирует руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Оксана Токарева. — А объем участия поставщика в тех или иных рекламных акциях влияет и на объем оборота продаж поставщика. Поставщики рыбной продукции добровольно принимают участие в рекламных и маркетинговых акциях».
В список маркетинговых услуг Metro входят дегустация продукции, дополнительные рекламные материалы и размещение в каталогах «Metro-почта», которые выходят раз в две недели, а также перед праздниками или в связи с сезонными предложениями.
В 2010 году в России объем продаж Metro составил 2,93 млрд евро. В мире оборот Metro 31 млрд евро.
Это первое решение ФАС, по которому компания понесет наказание, но далеко не первый случай нарушения закона о торговле. «Подобные правонарушения практически у всех торговых сетей в стране. Но на данных момент мы рассматриваем дело только в отношении Аuchan», — уточнила Урюкина.
11 ноября 2011 года ФАС возбудила дело в отношении сетей «Ашан» и «Атак», входящих во французскую группу Auchan. Они тоже создавали дискриминационные условия для поставщиков продовольствия, определяя стоимость своих услуг в процентах от товарооборота, уверены чиновники. Рассмотрение дела назначено на 19 декабря.
Претензии у ФАС были и к другим сетям. В июне 2011 года служба предупредила Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка»), которая предлагала своим поставщикам измерять стоимость маркетинговых услуг процентом от товарооборота. ФАС отметила, что это метод манипулирования поставщиками, «которые гипотетически могут лишиться места на полке, если не подпишут документ».