Власти обязали «Газпром» начать разработку Штокмановского месторождения не позже 2016 года. Этот срок утвержден правительственной комиссией по ТЭК, возглавляемой вице-премьером Игорем Сечиным, сообщил глава Роснедр Анатолий Ледовских.
Изначально планировалось, что первый газ со «Штокмана» пойдет уже в 2013 году. Впоследствии годом начала разработки был утвержден 2016 год, но в июне оператор проекта «Штокман» компания Shtokman Development обратилась с заявкой о продлении сроков ввода месторождения до 2017–2018 годов. По проекту еще не принято инвестиционное решение, а лицензионные сроки «поджимают», поясняли тогда в «Газпроме». Сейчас «Газпром» от комментариев отказывается.
В июне Анатолий Ледовских заявлял, что Роснедра стопроцентно одобрят продление сроков ввода «Штокмана». «Мы не стремимся отзывать лицензии у недропользователей, которые работают», — говорил чиновник.
Чтобы начать разработку «Штокмана» в 2016 году, «Газпрому» придется приложить массу усилий, в первую очередь финансовых, говорят эксперты. «Установленные правительственной комиссией сроки выглядят малореальными, — комментирует аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин. —
По «Штокману» на сегодняшний день нет даже инвестиционного решения. Но даже если бы оно было, ближайший разумный срок начала добычи — 2018 год».
Чтобы выполнить условия, поставленные властями, «Газпрому» придется серьезно расширять инвестпрограмму на ближайшие годы. «А ведь у монополии уже идут огромные траты на ямальские проекты (в первую очередь Бованенковское месторождение и его инфрастурктуру), — напоминает эксперт. — Общий объем инвестиций в проект «Ямал» составляет $40–50 млрд». В этом году расходы «Газпрома» по Штокмановскому проекту, заложенные в инвестпрограмму, составляют 1,9 млрд рублей. По оценке Кокина, чтобы успеть к 2016 году, монополия должна будет в течение 2012–2013 годов увеличить инвестпрограмму в общей сложности примерно на $2 млрд.
Решение правительства может быть вызвано позицией иностранных акционеров «Штокмана». Французская Total неоднократно выражала недовольство затягиванием сроков. В сентябре источники сообщали, что французы даже могут выйти из состава акционеров проекта.
«Для России скорейшее введение Штокмановского месторождения не критично, сейчас наличествует даже переизбыток запасов, — комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев. — Напротив, это может даже стать минусом, так как инвестиции крупные, а окупятся они далеко не сразу».
А вот для Total «Штокман» очень важен — в первую очередь с точки зрения запасов. По мнению Танкаева, правительственная комиссия, устанавливая сроки, ориентировалась именно на интересы французов. Сергей Вахрамеев из ИФК «Метрополь» полагает, что сроки еще могут быть сдвинуты. «Решение правительственной комиссии не является финальным, — поясняет аналитик. — Окончательно срок будет определен лишь после принятия инвестиционного решения».