Корпорация Pfizer выплатит более $60 млн, чтобы прекратить расследование, которое ведут американские власти в отношении компании. Они подозревают Pfizer в даче взяток для получения определенных коммерческих выгод за рубежом, пишет The Wall Street Journal (WSJ) 21 ноября.
Pfizer сообщила, что достигла принципиального соглашения с комиссией по ценным бумагам и биржам США и министерством юстиции относительно «потенциально неправомерных платежей», которые были сделаны подразделениями корпорации и компанией Wyeth, приобретенной Pfizer в 2009 году за $68 млрд. Как ожидается, заявление о досудебном урегулировании выйдет до конца 2011 года. Но два источника WSJ отмечают, что переговоры с властями еще не закончены, а окончательные условия соглашения об урегулировании могут измениться.
Еще в 2004 году Pfizer добровольно обратилась в министерство юстиции и комиссию по ценным бумагам и биржам в рамках внутреннего расследования деятельности своих подразделений в Хорватии. После поглощения Pharmacia Corp. (в 2003 году) Pfizer заподозрил коррупцию в действиях компании на территории Восточной Европы, сообщает источник WSJ. А после приобретения Wyeth всплыло еще больше подобных случаев, добавил он.
В сентябре 2009 года Pfizer согласилась выплатить $2,3 млрд штрафа за мошенническую рекламу своих препаратов.
Тогда сообщалось, что специалисты маркетингового отдела Pfizer создали и выпустили в эфир рекламные ролики медикаментов, в которых «приводили липовые доводы вымышленных врачей и специалистов, рекомендующих конкретное применение препаратов», не называя истинное назначение лекарств, сообщал минюст США. Pfizer не только приписывала ряду своих препаратов не подтвержденные регулятором свойства, но и навязывала пациентам выпускаемые лекарства через врачей, которые прописывали их своим клиентам нередко без прямой необходимости.
В апреле 2011 года еще одна компания — Johnson & Johnson — согласилась выплатить $70 млн для урегулирования обвинений в том, что ее подразделения давали взятки греческим, польским и румынским врачам, чтобы те отдавали предпочтение лекарствам фармпроизводителя.
В соглашении с минюстом об отсрочке судебного преследования Johnson & Johnson признала нарушения и внесла изменения, чтобы не допускать их в дальнейшем. При этом ведомство отмечало, что Johnson & Johnson получила скидку в $17 млн на штраф в $21,4 млн «за существенную помощь в судебном преследовании других лиц».
Представители Pfizer и Johnson & Johnson отказались от комментариев.
«Именно с Pfizer и Johnson & Johnson и пошла проверка всей отрасли», — цитирует WSJ один из источников.
Ситуация с Pfizer и Johnson & Johnson дала американским властям информацию о рыночной практике, которая нарушает закон о борьбе с коррупцией во внешнеторговой деятельности,
пишет издание со ссылкой на судебную документацию и собственные источники. Закон был принят в 1977 году. Он запрещает компаниям давать взятки иностранным чиновникам для развития бизнеса за рубежом. Комиссия по ценным бумагам и биржам США и министерство юстиции, которые вместе курируют исполнение закона, считают в том числе неправомерным и поощрение врачей, покупающих лекарства, если они работают на иностранные госмедучреждения.
Юристы признают, что расследование государства в отношении ведущих производителей подтолкнуло все компании к соблюдению антикоррупционного законодательства. «Компании больше вкладывают в соблюдение закона, они понимают, что это тоже инвестиции», — цитирует WSJ партнера юридической фирмы Hogan Lovells US LLP Патрика Спивака.
Государство создало стимулы, которые подталкивают компании не только к сотрудничеству в расследовании, но и к информированию властей о других участниках коррупционных сделок.
Несколько фармацевтических компаний, в числе которых были Merck & Co., AstraZeneca PLC, Bristol-Myers Squibb Co., а также GlaxoSmithKline PLC, получив письменные запросы от минюста и комиссии по ценным бумагам и биржам, заявили, что готовы сотрудничать со следствием.
А некоторые компании, например AstraZeneca, запретили выплаты врачам, которые участвуют в международных научных и медицинских конгрессах: для таких мероприятий подразумевались подарки в виде учебных материалов. Исполнительный директор AstraZeneca Дэвид Бреннан объявил, что в этом вопросе более не может быть двусмысленности. «Знаю, это нелегко, — цитирует его WSJ. — Но мы ясно должны показать, что наш торговый персонал должен сказать «нет». Они должны идти по правильному пути, не по легкому».