Россия намерена юридически оспорить применение норм Третьего энергетического пакета Евросоюза. По словам главы Минэнерго Сергея Шматко, такая возможность сейчас изучается. «У нас ранее было заключено соглашение о сотрудничестве с Европой, которое предусматривает неухудшение экономических условий работы для наших компаний, — пояснил министр. — А Третий энергопакет был принят позже. Мы сейчас ведем работу с точки зрения юридических возможностей использования этого соглашения. И если такую возможность мы найдем, то будем оспаривать».
Документ запрещает энергетическим компаниям выступать одновременно поставщиками газа либо электроэнергии и владеть соответствующими транспортными сетями.
Третий энергопакет принят в рамках демонополизации европейского энергетического рынка и нарушает интересы многих крупных компаний, в том числе «Газпрома», который владеет газотранспортными активами в ряде европейских стран.
В частности, правительство Литвы уже постановило, что в соответствии с нормами Третьего энергопакета «Газпром» (единственный в Литве зарубежный поставщик газа) должен в течение двух лет выйти из капитала Lietuvos dujos (контролирует литовскую газотранспортную сеть, «Газпрому» принадлежит 37,1%).
Российские чиновники уже заявляли, что нормы Третьего энергопакета вступают в противоречие с международными обязательствами по линии Россия — Еврокомиссия, а также с соглашениями о защите инвестиций между Россией и рядом стран Евросоюза.
Премьер-министр Владимир Путин предупреждал Европу, что повсеместное введение норм этого пакета приведет к негативным последствиям для нее самой. В частности, вызовет рост цен на энергоносители. Москва также предлагала вывести из-под действия Третьего энергопакета ряд российских трансграничных проектов, в первую очередь газопровод «Южный поток».
Сергей Шматко в пятницу отметил, что Евросоюз положительно отнесся к предложению России считать ее магистральные экспортные газопроводы продолжением российской трубопроводной системы, но отказался утвердить это в рамках отдельного межправительственного соглашения.
«Это предложение не нашло понимания в Евросоюзе, они предложили включить его в новое базовое соглашение между Россией и ЕС, а это еще два-три года переговоров, — говорит министр. — Нас эта позиция разочаровала».
Россия даже пыталась откровенно давить на Европу, угрожая частично перенаправить газовые поставки с европейского направления на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, но никакой реакции это не вызвало. «Пока попытки давления на Европу провалились, — отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Но Россия их не оставляет — по-прежнему говорит о начале массовых поставок в Китай, а теперь собирается еще и подавать в международный суд».
«Шанс оспорить Третий энергопакет у России есть, — полагает руководитель группы международных проектов юрфирмы «Вегас-Лекс» Юрий Бортников. — Но здесь все будет зависеть от того, насколько оправданным будет признано введение новых экономических норм».
В европейском праве существует понятие общественного интереса, поясняет юрист: если он будет признан приоритетным по сравнению с правами компаний, Третий энергопакет останется в силе.
Но требование вывести российские проекты из-под действия Третьего энергопакета Симонов считает неправильным: «Нельзя идти в лобовую, Европа не станет вводить Третий энергопакет для всех, кроме России. Позиция Москвы должна быть более гибкой».
В частности, по словам эксперта, Россия могла бы согласиться на требования энергопакета в части инфраструктуры, но потребовать доступа к конечному потребителю. Сейчас «Газпром» поставляет непосредственно европейским потребителям лишь около 4,5 млрд кубометров газа (для сравнения: общий объем экспорта в Европу — около 150 млрд кубов), остальные объемы идут через посреднические сбытовые структуры. «Но поставки конечному потребителю приносят гораздо более высокую маржу», — указывает эксперт.