Развлекательный телеканал СТС в третьем квартале потерял 1,7% аудитории, следует из отчетности холдинга «СТС Медиа». Доля аудитории канала составила 9,9%, в 2010 году за тот же период показатель составлял 11,6%. На 2,1% снизились и показатели аудитории в возрасте от 14 до 44 лет. Доли телеканалов «Домашний» и ДТВ (сейчас телеканал «Перец») остались неизменными по сравнению с прошлым периодом и составляют 3,3% и 2% соответственно.
Развлекательный телеканал потерял 2,1% аудитории с января по сентябрь. Доля аудитории канала за 9 месяцев составила 10,8%, в 2010 того же периода этот показатель был на уровне 12%.
Осенью СТС запустил один новый сериал — «Физика и химия». Этого недостаточно для удержания аудитории на прежнем уровне, сетуют аналитики. «Компания снизила внутреннее производство. Раньше затраты на программы составляли 25% расходов, сейчас 7% в первом полугодии, что очень мало, потому что именно внутреннее производство создает конкуренцию в развлекательной нише», — уверена аналитик «ВТБ Капитала» Анастасия Обухова.
«На протяжении многих лет телеканал СТС показывал рост аудитории и запускал очень удачные проекты», — напоминает она.
«Сейчас СТС старается привлечь более взрослую аудиторию. Необходимо изменить контент, но часть программ не показывают ожидаемых рейтингов», — замечает аналитик «Тройки Диалог» Анна Лепетухина.
Большинство телепрограмм СТС создает для «семейной» аудитории, это сериалы «Воронины», «Папины дочки» и «Светофор». «Зрителям надоели семейные сериалы. Они хотят низкопробного юмора. Также скучают по аналитическим телепередачам и ток-шоу. За последние 10 лет каналы практически перестали давать в эфир аналитические программы, культурные ток-шоу, программы с оппозиционным взглядом в отношении правительства. Развлекательный рынок поделен, и никто не хочет заходить в опасные ниши», — констатирует Обухова.
Сокращение доли аудитории может оказать влияние на финансовые показатели канала. «СТС Медиа» понизил прогноз выручки на конец года.
«Мы видим предпосылки для замедления роста спроса на рекламном рынке и риск того, что часть рекламного инвентаря может быть не полностью распродана в четвертом квартале. Соответственно, на сегодня по итогам 2011 года мы ожидаем рост консолидированной операционной выручки в диапазоне от 9% до 11% в рублевом выражении по сравнению с сопоставимым показателем прошлого года», — прокомментировал генеральный директор «СТС Медиа» Антон Кудряшов.
В третьем квартале выручка выросла на 27%, до $159,578. Кудряшов объясняет снижение темпов роста замедлением на рекламном рынке и сокращением доли аудитории СТС.
Чистая прибыль в третьем квартале уменьшилась на 33%, до $16,4 млн. Падение прибыли связано со списанием стоимости телеканала ДТВ ($16,8 млн).
«Ранее компания уже понижала прогноз по выручке, и это очень негативный сигнал, компания считает, что рекламный рынок очень слабый и рекламодатели не торопятся тратить. Это плохой сигнал для всего рынка, для телекомпаний и для медийных компаний», — считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов.
«Ухудшается макроэкономическая ситуация, и первые расходы, которые срезает компания, — это расходы на рекламу» — согласна Обухова.
СТС не единственная телекомпания, которая теряет рекламодателей. Ранее ФАС подсчитала долю рекламы, которая приходится на федеральные телеканалы. Большинство рекламодателей уходят на нишевое телевидение. Самые большие потери при национальном размещении рекламы у телеканала НТВ: он потерял 2,9% по сравнению с 2008—2009 годами и занял 14,62% рынка. Первый канал потерял 0,52% телерекламы (22,59% рынка), ТНТ — 0,91%, до 9,38, потери СТС составили 0,89% (17,64%). 0,53% потерял «Петербург — 5-й канал» (1,44%).