ГМК «Норникель» удовлетворит поданные в рамках программы выкупа своих акций (buyback) заявки на 10,9%, сообщила компания. Акционеры, которые предъявили к выкупу менее 100 акций, смогут продать их в полном объеме, а продавцы более 100 бумаг — по коэффициенту 0,109, пояснили в ГМК. Всего были поданы заявки на продажу 119,78 млн акций, что составляет около 63% уставного капитала. Никелевая компания завершила прием заявок на сумму до $4,5 млрд 28 октября.
Параметры программы предполагали выкуп до 7,71%, или до 14 705 882 акций «Норникеля». Цена приобретения составляла $306 за акцию и $30,6 за одну расписку.
Выкуп акций — результат противостояния между двумя мажоритарными акционерами компании — «Интероссом» и «Русалом». Алюминиевая компания дважды отклонила оферту «Норникеля» по выкупу блокирующего пакета. Вторая оферта предлагала $8,75 млрд за 15% «Норникеля», по $306 за акцию (20-процентную премию к котировкам). После отказа «Русала» менеджмент никелевого комбината решил выкупить акций у других акционеров.
Результаты выкупа отражают большой интерес акционеров, констатируют эксперты.
Получается, что свои акции к выкупу предъявили «Интеррос» Владимира Потанина, Trafigura, «Металлоинвест» Алишера Усманова и около 12% бумаг продают мелкие миноритарные акционеры», — подсчитывает Кирилл Чуйко из UBS.
В «Интерросе» «Газете.Ru» подтвердили участие в выкупе, однако отказались сообщить количество акций, которые они готовы продать. «Русал» в выкупе не участвовал. Оперативно получить комментарий «Металлоинвеста» не удалось.
По итогам выкупа выкупленные бумаги могут быть погашены. Президент компании Андрей Клишас в среду сообщил, что вопрос погашения может быть рассмотрен на совете директоров.
Представитель «Интерроса» заявил, что компания выступает за погашения акций. Не против погашения бумаг и «Русал». Не гасить бумаги выгодно только менеджменту компании, который тогда станет владельцем 17% акций, отмечает Андрей Лобазов из Альфа-банка.
В случае погашения доля «Интерроса» в капитале «Норникеля» превысит 30%, поскольку погашение акций, приобретенных в ходе очередного выкупа, приведет к сокращению общего числа бумаг и, соответственно, увеличит доли акционеров, в том числе компании Владимира Потанина.
Когда доля акционера увеличивается таким образом, держатель бумаг не обязан предлагать остальным владельцам продать ему акции по той цене, которая была предложена во время выкупа.
Потанин ранее не исключил увеличения своей доли после выкупа до 50%. Эксперты полагают, что он может выкупить квазиказначейские акции, которыми сейчас распоряжается менеджмент «Норникеля» (9,4%), а также акции, которыми владеет трейдер Trafigura (8,1%). «Потанин явно стремится к получению контрольного пакета, чтобы завершить конфликт акционеров», — констатирует Олег Петропавловский, аналитик БКС.
Но эксперт не исключает, что «Русал» также сможет увеличить свой пакет еще до погашения, докупив несколько процентов с рынка, а значит, и нарастить за счет погашения собственное участие в никелевой компании.
«Норникель» прибегает к обратному выкупу акций уже не первый раз. В 2005 году компания приобрела 10,8% акций у акционеров на сумму $1,4 млрд с последующим погашением бумаг. Осенью 2006 года «Норникель» купил у акционеров 3,9% акций за $999 млн. В 2011 году компания уже провела обратный выкуп акций на $4,5 млрд. Этот buyback вызвал недовольство второго мажоритарного акционера компании — «Русала», который несколько раз подчеркивал, что считает дивиденды более справедливым распределением прибыли между акционерами. Алюминиевая компания и в этот раз заявила, что обратный выкуп приносит самой ГМК только убытки «в виде переплаты за стоимость выкупаемых акций в пользу «Интерроса».