Построенные к Олимпиаде-2014 гостиницы в Сочи, будут пустовать, если туристов в город не приедет минимум в 3 раза больше, но это едва ли возможно, подсчитали эксперты консалтинговой компании Jones Lang LaSalle — консультанта нескольких олимпийских проектов. «Иностранные операторы могут уйти с рынка, а отели закроются», — предупреждает старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Смирнова.
По обязательствам, взятым Россией в связи с Олимпиадой, количество номеров в регионе должно вырасти на 20 тысяч к 2014 году. В 2007 году, когда Россия выиграла право проводить зимние Олимпийские игры, объем гостиничного фонда Сочи достигал 31 тысячи номеров, не считая «серого» рынка. Новые отели строятся в рамках государственной «Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта». На ее реализацию предусмотрено около $12 млрд (развитие Красной Поляны и Имеретинской низменности). Сейчас реальный объем возможных инвестиций оценивается уже в $25 млрд и может вырасти до $36–42 млрд.
«Количество номеров вырастет на 63%, сопоставимым должен быть прирост количества ночевок – около 63%. С учетом тенденции сокращения срока пребывания в Сочи с 9 до 5 ночей, количество ночевок должно достигать 16 млн, а туристов – около 3,2 млн человек», — говорит Марина Смирнова.
Но в сезон 2011 года город посетило около 1 млн человек.
По оценкам компании, с учетом сложившейся динамики, количество туристов в Сочи может вырасти всего на 15%. «Все, кто хотел увидеть город, уже его посмотрели», — рассказывает Смирнова. — Эксплуатация природы в качестве основного стимула для туристов уже не работает».
Когда закончится стройка гостиниц к Олимпиаде, количество качественных номеров в Сочи вырастет в десять раз. «Это значительно по сравнению с другими городами, в которых проходили олимпиады», — отмечает Смирнова. В Пекине рост количества номеров в верхнем сегменте составил 74%, в Ванкувере – 4%. «Анализ показателей других олимпийских столиц выявил тенденцию: на период игр и в первый год после них спрос на гостиницы растет и держится на высоком уровне, потом падает», — предупреждает эксперт.
В Jones Lang LaSalle Hotels считают, что для освоения объема гостиничных номеров в Сочи, который появится в городе после Олимпиады, решение о продвижении курорта должно быть принято на административном уровне. «Это может быть отмена виз на 72 часа для иностранных граждан, допуск бюджетных авиаперевозчиков, централизованное решение об использовании гостиниц для тренингов и отдыха сотрудников по путевкам», — перечисляет Смирнова.
Московские туроператоры уверены, что увеличить турпоток в три раза за три года невозможно. «В бизнесе не существует способа для увеличения продаж в два-три раза одномоментно. Нужно время на то, что бы потребители оценили новые преимущества», — говорит генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Привлекательность Сочи значительно вырастет, если государство займется развитием транспортной инфраструктуры, отмечает он. 80% тех, кто едет в Сочи, приезжают поездом. «Поезда идут долго и стоят дорого. Если не ограничить цены на железнодорожные билеты в этом направлении, турпоток будет расти максимум на 3–4% в год», — считает Ромашкин.
По словам экс-руководителя департамента внутреннего туризма одного из крупных туроператоров, Сочи исчерпал природный ресурс привлекательности. «Хороших пляжей мало, и они переполнены. Гостиничный потенциал очень высокий, а инфраструктуры, прежде всего транспортной, нет», — пояснил он.
Но инвесторы рассчитывают, что спрос на гостиницы будет. Компания «Топ Проджект» (входит в контур ГК «Ренова-СтройГруп») строит в Сочи гостиничный комплекс и апарт-отели категорий 3 и 4 звезды на 3600 номеров. «После Олимпийских игр общее количество номеров в комплексе уменьшится и составит 2255 за счёт проведения конверсии части апартаментов путём их объединения. Курортный комплекс будет работать круглогодично и специализироваться на семейном отдыхе и MICE-туризме (встречи, корпоративный отдых, конференции и выставки). Также планируется создание развлекательной инфраструктуры, которая поможет привлекать туристов круглый год», — говорит генеральный директор «Топ Проджект» Владислав Мажоров.
«Снегири девелопмент» (компанией владеют Александр Чигиринский и Millhоuse capital, управляющая активами Романа Абрамовича) строит в Сочи 27-этажную башню отеля Hyatt Regency Sochi. «Hyatt — это общемировой бренд, и неважно, закончится Олимпиада или нет, поток туристов будет постоянным, как и в любом другом отеле в городах России», — заявили «Газете.Ru» в компании.