В четверг Борис Березовский выступил на заседании Высокого суда в Лондоне, который рассматривает его иск к бывшему партнеру по бизнесу Роману Абрамовичу. Березовский утверждает, что под давлением Абрамовича был вынужден продать в 2000—2003 годах доли в нескольких российских компаниях, в том числе в «Сибнефти» и «Русале», значительно дешевле их реальной стоимости, и требует в качестве компенсации $5,564 млрд.
Адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн утверждает, что Березовский не имел прямого отношения к активам и получал выплаты, как организатор коррупционных схем.
«Сейчас уровень коррупции в России десять из десяти баллов, тогда как в середине 1990-х соотношение было три к десяти», — парировал предприниматель, отвечая на вопросы адвоката Абрамовича.
Березовский отверг предположения о том, что он сам участвовал в коррупционных схемах. Главной причиной своего положения в качестве «одного из самых политически влиятельных олигархов России» того времени бизнесмен назвал свои «интеллектуальные способности».
Отвечая на вопрос о своих отношениях в 1990-е годы с дочерью президента Бориса Ельцина Татьяной Дьяченко и ее мужем Валентином Юмашевым, Березовский заявил, что он «до тех пор, пока не заинтересовался политикой, не пользовался этими связями для построения бизнеса». По его словам, его основной целью было обеспечение политической стабильности через влияние в СМИ.
Березовский также опроверг утверждение Сампшна о том, что, выстраивая свой бизнес, он оказывал давление на родственников Ельцина: «Давление — не мой способ воздействия, мой метод — убеждение, мне удалось убедить их».
Предприниматель отказался отвечать на вопросы по поводу своей декларации о доходах. По его словам, в 1990-е годы госслужащие не были обязаны обнародовать данные о своих доходах. После того как адвокат Абрамовича зачитал выдержки из судебных материалов по разбирательству между Березовским и журналом Forbes, написавшим, что предприниматель получил контроль над ОРТ благодаря коррупционной схеме, истец начал запинаться, посетовав, что его английский «оставляет желать лучшего», передает РАПСИ.
То, что Абрамовичу удалось приватизировать «Сибнефть» при помощи коррупции, признал накануне адвокат миллиардера.
«Нельзя было заниматься бизнесом, не имея выхода на власть, — заявил Сампшн. — Если у тебя самого не было власти, следовало выйти на крестного отца, у которого она была». По его словам, Березовский, у которого сложились дружеские отношения с членами семьи президента Ельцина, предоставлял «как раз такие услуги».
Адвокат заявил, что Абрамович заплатил Березовскому $2 млрд за организацию «коррупционной» сделки по покупке «Сибнефти». Сампшн уточнил, что в то время так строился весь бизнес в России.
Адвокат Березовского Лоренс Рабиновитц, в свою очередь, рассказал, что бизнесмены были друзьями, пока Березовский не потерял симпатии Кремля, после чего «Абрамович его предал».
По мнению адвоката, когда Березовский покинул Россию, у Абрамовича был выбор — оставаться лояльным Березовскому или использовать его трудности к собственной выгоде. Абрамович выбрал второй вариант и тем самым продемонстрировал, что он был «человеком, для которого богатство и влияние значат больше, чем дружба и верность», убеждал судей юрист.
Березовский будет давать показания не менее пяти дней. Затем выступят свидетели, в том числе фигуранты смежных дел, рассматриваемых в лондонском суде, о чем их адвокаты уведомили судью Элизабет Глостер, председательствующую на процессе.
Октябрь будет посвящен показаниям свидетелей со стороны истца.
Среди свидетелей на процессе ожидаются соратник Березовского Александр Гольдфарб, бывший топ-менеджер авиакомпании «Аэрофлот» Николай Глушков, бывший гендиректор «Русала» Александр Булыгин, совладелец «Металлоинвеста» Василий Анисимов, экс-президент компании «Сибнефть» Евгений Швиндлер и другие.