Федеральная антимонопольная служба начала проверку аэропортов из-за дефицита керосина, рассказал «Газете.Ru» заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин. Соответствующий запрос в ФАС направила Генпрокуратура, уточнил он.
Прокуратуры опасаются массового нарушения прав пассажиров «в связи с диспропорцией спроса и предложения на рынке авиационного топлива, снижением минимальных запасов топлива, необходимых для бесперебойной работы аэропортов московского авиаузла и Кольцово», говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Также прокуроры уточнили, что «в целях недопущения монополистического сговора на рынке авиатоплива главе ФАС была направлена информация для проведения проверки исполнения антимонопольного законодательства нефтеперерабатывающими заводами».
Голомолзин подтвердил: запрос от Генпрокуратуры поступил. «Сейчас проводится анализ ситуации во всех аэропортах московского авиаузла и в Екатеринбурге, были разосланы запросы во все нефтяные компании, а также в авиакомпании с целью узнать, отмечали ли они дефицит авиакеросина», — подчеркнул он.
«Мы анализируем динамику цен и объемы поставок, ситуация находится на контроле», — отметил он, добавив, что, по предварительной информации, «пока говорить о том, что есть дефицит авиатоплива, оснований нет».
В пятницу стало известно, что в аэропортах московского авиаузла вторую неделю сохраняется нехватка авиационного топлива. В Росавиации «Газете.Ru» сообщали, что ведомство планирует обратиться в Росрезерзв с просьбой поставить 180 000 тонн керосина в аэропорты Москвы, но уточнили, что «наметилась лишь негативная тенденция».
Дефицит был, спорят операторы топливного рынка.
«Нефтяные компании обеспечили объемы только по своим договорам, не дав на рынок керосина. На бирже две недели нет топлива. Цена спроса за неделю выросла на 12%, но даже по этой цене предложений нет», — говорит сотрудник компании, специализирующейся на поставке авиакеросина.
По словам источника, причиной дефицита авиатоплива стали меры, которые государство принимало для борьбы с бензиновым кризисом. Дефицит бензина весной 2011 года вынудил правительство сформировать резерв топлива. Сейчас набирается резерв зимнего дизельного топлива. По данным Минэнерго, к 1 ноября объем резервируемого топлива должен составить 515 тысяч тонн.
«Некоторые нефтеперерабатывающие заводы встали на профилактику. А нефтяные компании обязали наполнить резерв дизелем, чтобы избежать недавнего кризиса», — объясняет источник.
«Это правильно, но не за счет керосина же. Рост производства дизеля ведет к снижению выпускаемого объема керосина, а для производства зимнего дизеля в обычный добавляется керосин», — поясняет сотрудник топливной компании.
Рост пассажиропотока также ведет к увеличению потребления топлива. Часть керосина была экспортирована: Россия снабжает топливом страны СНГ.
Официальный представитель компании «Аэрофьюэлз» Анастасия Матюшина напоминает: небольшие региональные авиакомпании, бизнес-авиация и иностранные перевозчики не имеют прямых договоров с нефтяными компаниями. «Все они заправляются через топливно-заправочные комплексы аэропортов. Где в условиях дефицита они возьмут керосин? Ситуация повторяется почти каждый год примерно в одно и то же время. Обычно этот дефицит заканчивался только очередным подъемом цен у производителей, в этот раз стечение всех обстоятельств привело к серьезному риску остановки аэропортов московского авиаузла», — отметила Матюшина.
В московских аэропортах в понедельник уже не заявляют о нехватке топлива.
В Шереметьево сообщили 5 сентября, что сейчас запас топлива имеется на трое суток, аэропорт работает в штатном режиме. «За выходные у нас были поставки, запасы топлива не изменились, — сообщил руководитель пресс-службы Шереметьево Роман Генис.
«Мы заказываем топливо по тому графику, который нам нужен, поставки осуществляются в штатном режиме, графики сорваны не были, — говорит и начальник пресс-службы Внуково Елена Крылова. — Сегодня вагоны с топливом тоже пришли».
Пресс-секретарь московского аэропорта Домодедово Елена Селянченкова рассказала, что аэропорт работает в штатном режиме, запасы топлива предусмотрены на трое суток. «Причина для беспокойства заключается в том, что авиакомпании до 25 августа должны подтвердить графики поставок авиатоплива в хранилища аэропорта, но не все это сделали, — отметила представитель Домодедово. — Аэропорт будет заправлять самолеты авиакомпаний, которые пока не подтвердили графики поставок».
Ранее Домодедово фиксировал дефицит топлива. В конце августа аэропорт направил заявки в нефтяные компании, но от части из них получил отказы. По словам Селянченковой, поставщики мотивировали это «сложной ситуацией в аэропортах московского авиаузла».
Директор по стратегическим коммуникациям аэропорта Кольцово Юлия Федотова рассказала, что сейчас запасы авиакеросина рассчитаны на семь дней, хотя обычно запасы рассчитаны на месяц.
Допустимый минимум в аэропортах – трехдневный запас топлива. Ранее Минэнерго предложило поднять показатель до семи дней.
Но решение проблемы невозможно без развития нефтепереработки, говорит аналитик «Открытия» Игорь Краевский. «Мощности изношены, отмечается географическая неразвитость нефтепереработки, — отмечает он. — Необходима модернизация существующих и строительство новых мощностей».
Также требуется строительство дополнительных топливно-заправочных комплексов, добавляет Матюшина. «Но это очень продолжительный процесс: построить ТЗК с нуля — это 5 лет, причем значительная часть времени тратится на согласование документации», — рассказывает она.
Краевский добавляет, что сбалансировать рынок может паритет в российских и зарубежных ценах на авиакеросин, «чтобы иностранным авиакомпаниям не было выгоднее заправляться в России, где цены на 10% ниже, чем в Европе», — отмечает аналитик.
Участники рынка связывают увеличение поставок в конце прошлой недели с оперативным вмешательством Росавиации, Минэнерго и «других заинтересованных ведомств».