«Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира ведет переговоры о приобретении компании «Ямалтрансстрой». Об этом «Газете.Ru» рассказал менеджер, знакомый с ходом переговоров.
В «Стройгазконсалтинге» подтвердили факт переговоров о покупке «Ямалтрансстроя», отказавшись раскрыть детали.
«Ямалтрансстрой» — крупный подрядчик «Газпрома». Компания строит железную дорогу Обская — Бованенково для доставки на месторождения Ямала (Бованенковское, Хорасавэйское и Новопортовское) грузов и персонала газовой монополии, а также для вывоза с Ямала газового конденсата.
В «Ямалтрансстрое» работают около 2000 человек (с учетом временной работы, около 7500 человек). Железная дорога стала частью национального проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Протяженность магистрали составит 572 км. Ветка включает пять станций и 12 разъездов, 70 мостов общей длиной более 12 км.
Строительство финансирует «Газпромтранс» — дочерняя структура «Газпрома», объединяющая железнодорожные активы газовой монополии. Сумму затрат на проект ранее оценивали в 130 млрд рублей. По неофициальной информации, «Газпром» рассматривает возможность выхода из железнодорожного проекта.
Среди основных заказчиков «Стройгазконсалтинга» тот же «Газпром». В частности, структуры Манасира строят трубу Бованенково — Ухта (в период с 2007-го по 2009 год его компания скупила девять принадлежащих «Газпрому» строительных компаний). Система труб Бованенково — Ухта, которая должна быть пущена в эксплуатацию в 2015 году, соединит Бованенковское газоконденсатное месторождение на Ямале (плановая мощность — 140 млрд кубометров газа в год) с газопроводом Ямал — Европа.
Общая протяженность системы газопроводов составляет 2212 км, а общая сумма инвестиций — 989,8 млрд рублей (в ценах 2008 года, когда запускалось строительство).
В «Ямалтрансстрое» «Газете.Ru» заявили, что не обладают информацией о ведущихся переговорах, и отказались от дальнейших комментариев.
В списке аффилированных лиц «Ямалтрансстроя» указано ООО «Аксиома»: согласно данным с сайта «Ямалтрансстроя», на 31 марта 2011-го этой компании принадлежит 50,8% обыкновенных акций подрядного предприятия.
В «Аксиоме» заявили, что компания «не владеет долей в «Ямалтрансстрое». Участники рынка считают «Ямалтрансстрой» аффилированным с депутатом Тюменской областной думы Игорем Наком. Это подтвердил источник, близкий к подрядной компании. Получить комментарий Нака не удалось.
Источник, близкий к предпринимателю, сообщил «Газете.Ru», что в настоящее время изменений в структуре собственности «Ямалтрансстроя» нет.
В 2005–2006 годах правоохранительные органы подозревали строителей железной дороги к Бованенково в завышении смет и присвоении средств. Компания тратила на километр железнодорожной ветки от 50 до 250 млн рублей – в несколько раз больше, чем предписывают нормативы, оправдывая это условиями работы, в первую очередь вечной мерзлотой. Обвинения компании предъявлены не были.
«В данном случае доказать завышение смет очень сложно, так как строительство в условиях вечной мерзлоты действительно значительно более трудо- и капиталоемкое, чем, например, в средней полосе. Эталонов для сравнения практически нет», — отмечает эксперт ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
Но в марте текущего года Следственный комитет и ФСБ провели обыски в офисах компании «Мостострой-13» (субподрядчик строительства трассы Обская — Бованенково, дочерняя структура «Ямалтрансстроя») и связанных с ней фирм. По версии следствия, гендиректор «Мостостроя-13» Владимир Горшков и глава ООО «Сигма» Михаил Черепанов, а также еще «ряд неустановленных лиц» по предварительному сговору похитили по подложным договорам более 843 млн рублей, принадлежащих компании. По этому делу разбирательство продолжается.
Источник в отрасли говорит, что «Мостострой-13» также переходит к структурам Манасира.
Блокирующий пакет акций «Мостостроя-13» принадлежит Павлу Небову. Он сказал «Газете.Ru», что знает о переговорах с Манасиром.
«Ямалтрансстрой» обеспечит «Стройгазконсалтинг» подрядами на железнодорожное строительство. Выручка «Ямалтрансстроя» за 2010 год составила 38,445 млрд рублей, 80,34% объема пришлось на выполнение заказов «Газпромтранса». Чистая прибыль за прошлый год составила 282,193 млн рублей — менее 1% от выручки.
По мнению главы аналитического агентства InfraNews Алексея Безбородова, «Ямалтрансстрой» следует оценивать не исходя из объемов его заказов и выполненных работ, а по стоимости имущества. «Исходя из этого, цена компании составляет $100–150 млн», — считает эксперт.
Привлекательность «Ямалтрансстроя» в его геополитическом расположении. «Фактически это ворота на Ямал (расположение предприятия на стройке «Урал Промышленный — Урал полярный») плюс контакт с окружной администрацией: «Ямалтрансстрой» является градообразующим предприятием для города Лабытнанги, отношения с руководством складывались десятилетиями. Кроме того, у Манасира нет железнодорожных и мостостроительных активов», — замечает Небов.
Также генподрядчиками «Газпрома» на ямальских проектах (строительство трубы «Бованенково-Ухта» и бурение скважин на Бованенковском месторождении) являются структуры Аркадия Ротенберга — «Стройгазмонтаж» и «Газпром бурение» (выполняет около 70% сервисных работ для государственной газовой монополии, в том числе бурит скважины на Бованенковском месторождении).
Ранее источники «Газеты.Ru» говорили об интересе Ротенберга к «Ямалтрансстрою». Но представитель предпринимателя это опроверг.
То, что переговоры ведет Манасир, закономерно в силу больших инженерных возможностей его компании, оценил Небов.