Крупнейший российский интернет-поисковик «Яндекс» увеличил выручку во втором квартале на 57% до $161,7 млн. Операционная прибыль компании выросла до $49,1 млн, что на 20% выше, чем аналогичный показатель прошлого года. За шесть месяцев этого года выручка «Яндекса» поднялась на 61% до $306,7 млн.
Основную часть выручки (88%) «Яндекс» получил за счет публикации контекстной рекламы, на медийную рекламу пришлось 10% выручки компании. Сейчас в компании более 144 тысяч рекламодателей. По сравнению с январем-июнем 2010 года, их количество увеличилось на 41%, а по сравнению с первым кварталом 2011 года — на 13%.
В 2011 году рост выручки по сравнению с 2010 годом составит 55-60%, ожидает финансовый директор «Яндекса» Александр Шульгин. По итогам прошлого года поисковик заработал $410 млн. Кроме выручки, «Яндекс» планирует нарастить и капитальные затраты: по словам Шульгина, в 2011 году они вырастут в 2,7 раза - до 6,3 млрд рублей, компания будет активно строить дата-центры.
«Яндекс» выглядит значительно лучше рынка по динамике, показателям скорректированной чистой прибыл и выручки, говорит предправления ИК «Финам» Владислав Кочетков. Но при этом себестоимость и коммерческие затраты выросли быстрее выручки, что привело к сокращению EBITDA маржи, а это тревожный фактор, отмечает аналитик компании «Открытие Капитал» Александр Венгранович. Рентабельность компании по EBITDA составила 42,1%, что несколько хуже ожиданий рынка, добавляет Кочетков. Кроме того,
ожидаемый в 2011 году более чем двукратный рост капзатрат поисковика может негативно повлиять на чистую прибыль,
предупреждает Венгранович. По словам аналитика, конкурент «Яндекса» Mail.Ru Group меньше тратит на разработку. С 2012 года «Яндекс» вернется к обычному уровню капзатрат - до 20% от выручки, заявил генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож. Ниже прогнозов оказалась и доналоговая прибыль поисковика — $69,4 млн. Но это разовое явление после IPO, отмечает аналитик «ВТБ Капитал» Анастасия Обухова.
Сразу после выхода отчетности акции «Яндекса» на открытии торгов на американской Nasdaq (17.40 мск) упали более чем на 13%, компания подешевела на $1,73 млрд - до $10,07 млрд. Это самое сильное падение «Яндекса» с момента выхода на биржу в мае этого года.
В ходе IPO «Яндекс» разместил 17,6% акций на $1,43 млрд, всю компанию при этом оценили в $8 млрд. Позже в четверг акции отыграли падение, но все равно были на 6% ниже цены закрытия в среду.
«Часть инвесторов предпочла зафиксировать доход: это спекулятивные факторы отката после предыдущего роста», - говорит предправления ИК «Финам» Владислав Кочетков. Акции «Яндекса» упали на фоне падения маржи, считает Венгранович: «Инвесторы опасаются что это падение продолжится».
Шульгин не ожидает существенных финансовых последствий от скандалов вокруг утечки персональных данных в поисковик.
На прошлой неделе, 18 июля, в поисковой выдаче «Яндекса» нашлись смс-сообщения абонентов «Мегафона». В конце прошлой недели Союз потребителей России подал иск против «Мегафона» в защиту «неопределённого круга потребителей», пострадавших от утечки смс, а третьим лицом в исковом заявлении без каких-либо претензий указан поисковик «Яндекс». Уже на этой неделе в «Яндекс» «утекли» также персональные данные покупателей интернет-магазинов, бланки билетов пассажиров РЖД и авиакомпаний, а также служебные документы госструктур. По словам Венграновича, после скандалов государство ужесточит контроль над интернет-ресурсами, но для «Яндекс» это будет иметь скорее административный эффект, чем финансовый.
«Яндекс» уже изменил настройки приватности. Кроме того, по словам Воложа, компания может запустить систему оповещения веб-мастеров о том, что на их сайтах находятся персональные данные. Сам «Яндекс» также рассматривает возможность оперативного удаления персональных данных из индексации. Но выполнить просьбу Роскомнадзора о возможности блокировки этой информации в поисковой выдаче компания, скорее всего не сможет. Полностью распознать персональные данные невозможно, заключил Волож.