«Мы по «Аэроэкспрессу» такое решение уже приняли. Мы готовы уйти в блокирующий пакет, а в перспективе, я думаю, можем рассматривать вопрос о его полной реализации», — заявил глава РЖД Владимир Якунин.
РЖД владеют 50% акций «Аэроэкспресса», еще 25% принадлежит структуре «Трансгрупп» — ООО «Дельта-Транс-Инвест», оставшиеся 25% — совладельцу УГМК и «Кузбассугля» Искандеру Махмудову и президенту «Трансмашхолдинга» Андрею Бокареву. По словам Якунина, долю РЖД купит «Трансгрупп»: «Они обратились с таким предложением. Поскольку они наши партнеры, мы знаем этих партнеров и понимаем, для чего это и как делается, то у нас возражений против такого предложения не возникло, и совет директоров нас поддержал». В РЖД отказались прокомментировать сроки и цену сделки.
Заявка в Федеральную антимонопольную службу пока не поступила, но сделка обязательно должна рассматриваться ведомством, рассказал «Газете.Ru» начальник управления транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.
«Аэроэкспресс» осуществляет пригородные железнодорожные перевозки пассажиров между Москвой и аэропортами Внуково, Домодедово и Шереметьево, а также городом Лобня. «Аэроэкспресс» был создан как совместное предприятие аэропорта Шереметьево и «Трансгрупп». В 2008 году РЖД купили 50% оператора (26% у Шереметьево и 24% у «Трансгрупп), у «Трансгрупп» осталось 50%. В 2010 акционерами компании стали Бокарев и Махмудов. «Аэроэкспресс» выполняет 206 рейсов в сутки.
В 2010 году услугами «Аэроэкспресса» воспользовалось 11,5 млн человек.
Согласно информации базы данных СПАРК, в прошлом году выручка компании выросла более чем на 66%, до 2,64 млрд рублей, чистая прибыль составила 287,2 млн рублей против убытка в 188,93 млн рублей в 2009 году, хотя себестоимость услуг увеличилась всего на 16,9%.
За 25% «Аэроэкспресса» РЖД могут получить около $25 млн. «Если сравнить оператора с китайской Guangshen Railways по количеству перевезенных пассажиров за год, то стоимость «Аэроэкспресса» может находиться в районе $350 млн. Но китайская компания еще занимается грузовыми перевозками, поэтому,
учитывая размер и специализацию «Аэроэкспресса», всю компанию можно оценить существенно ниже $100 млн»,
— подсчитал управляющий активами ФК БКС Николай Солабуто, пояснив, что на российском рынке аналога у «Аэроэкспресса» нет, поэтому приходится сравнить компанию с зарубежным перевозчиком. Генеральный директор InfraNews Алексей Безбородов согласен с такой оценкой: «25% будут оцениваться где-то в $25 млн». «Для продажи РЖД выбрали правильный момент: за три года, учитывая быстрый рост трафика «Аэроэкспресса», стоимость пакет возросла. Если бы РЖД продавали сразу 50% акций, то могли бы получить и премию за размер пакета», — считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Впрочем, едва ли «Трансгрупп» захочет в перспективе полностью выкупить долю РЖД. «Любой акционер, делящий компанию с РЖД, боится потери госкомпании, ведь тогда ему будет сложнее общаться с банками. Наличие акционера в лице РЖД дает хороший кредитный рейтинг, то есть компания общается с банками на условиях РЖД, а если РЖД выйдут из актива, то общение будет происходить уже по рыночной цене».
Деньги РЖД направят на инвестиционную программу, считают отраслевые эксперты. «Аэроэкспресс» — не основной актив, при этом у РЖД большая инвестпрограмма — на текущий год около 370 млрд рублей, которую надо финансировать», говорит Рожков. Правительство старается сделать так, чтобы компании «занимались поиском денег самостоятельно», добавляет Безбородов.