Инвестиционный фонд Тони Хейворда и Натаниэля Ротшильда Vallares ведет переговоры о покупке нефтяных активов АФК «Система». Переговоры находятся на ранней стадии, уточняет осведомленный источник The Wall Street Journal. По его данным, бизнес Владимира Евтушенкова в топливно-энергетическом комплексе – один из шести потенциальных объектов для поглощения из инвестиционного списка Vallares. Реализовать инвестпрограмму в фонде планируют в течение двух лет.
Получить оперативный комментарий в АФК не удалось.
Ротшильд и Хейворд хорошо знакомы с особенностями ведения бизнеса в России. Хейворд входит в совет директоров нефтегазовой компании ТНК-BP, а до разлива нефти в Мексиканском заливе руководил BP. Ротшильд входит в совет директоров «Русала», подконтрольного предпринимателю Олегу Дерипаске. Ранее Дерипаска вел переговоры о вхождении в капитал «Русснефти». Сделку заблокировала Федеральная антимонопольная служба.
Основа топливного бизнеса подконтрольной Евтушенкову АФК «Система» — это нефтеперерабатывающие предприятия в Башкирии, а также добывающие «Башнефть» (более 75%) и «Русснефть» (49%, контрольный пакет принадлежит структурам предпринимателя Михаила Гуцериева). Акционеры «Русснефти» и «Башнефти» рассматривают возможность слияния компаний в течение двух лет. По информации источника The Wall Street Journal, фонд Хейворда и Ротшильда интересуется приобретением долей АФК в капиталах нефтедобывающих компаний. Позднее фонд готов рассмотреть возможность покупки акций у других совладельцев.
Принадлежащие структурам Евтушенкова пакеты акций «Башнефти» и «Русснефти» потенциальные покупатели оценивают в $13 млрд.
В пятницу капитализация «Башнефти» составляла $11 млрд.
Ранее «Система» объявляла о переориентации компании. АФК меняет модель операционного холдинга на модель инвестиционного фонда. Аналитик западного банка на условиях анонимности говорит, что АФК — «это уже некий фонд со сформированным портфелем». «Башнефть» выросла до масштабов самостоятельного бизнеса. Я не думаю, что АФК настроена на быструю продажу. Но теоретически стратегия любого фонда — это выходить и выходить при удобной ситуации. Это актуально и для «Системы», — замечает эксперт.
У «Системы» уже есть рамочное соглашение об объединении активов «Башнефти» и «Русснефти» с компанией Imperial Energy, входящей в индийскую нефтегазовую корпорацию ONGC. В будущее совместное предприятие индийские инвесторы должны внести 100% Imperial Energy, «Система» — принадлежащие ей 49% «Русснефти» и пакет «Башнефти».
Наиболее перспективный проект «Башнефти» — разработка месторождений имени Требса и Титова.
Совместно с «ЛУКойлом» компания начинает работы в Тимано-Печорской нефтеносной провинции. Запасы месторождений оцениваются в 230 млн тонн условного топлива, в том числе 142,3 млн тонн нефти («Титов» — 63,4 млн тонн, «Требс» — 78,9 млн тонн) — около 1 млрд баррелей.
Инвестиции в освоение месторождений могут составить $6 млрд.
В июне Vallares провел первичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже. Объем IPO превысил $2 млрд. Основными совладельцами фонда кроме Хейворда и Ротшильда выступают инвесторы Том Даниэль и Джулиан Метерелл. Они вложили в фонд по $180 млн.
Заявленная сумма соответствует рыночной стоимости акций, которыми владеет Евтушенков в «Руснефти» и «Башнефти», говорит аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. 49% акций «Русснефти» Евтушенков ранее оценивал в $1,5 млрд. «Это текущая цена, но стоимость «Русснефти» постоянно растет. Продавать компанию нужно с учетом того, что через несколько лет она подорожает кратно. «Русснефть» активно снижает долг, в следующем году он достигнет $4 млрд. По мере погашения долга и в зависимости от решения о снижении экспортной пошлины на нефть цена компании будет эволюционировать», — поясняет Крюков.
Дмитрий Лютягин из «Алор инвест» называет объявленную цену заниженной с учетом перспектив роста добычи «Башнефти».
Денис Борисов, аналитик Банка Москвы, напоминает, что «Башнефть» генерирует денежный поток на уровне $1–2 млрд в год. Альтернативой продаже он считает размещение акций на зарубежных площадках.