Политическая нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке обвалила котировки крупнейших туроператоров мира. Концерны вынуждены снижать прогнозы по доходам.
Акции европейской туристической компании Thomas Cook на Лондонской фондовой бирже 12 июля упали на 28,08%, до 88,25 пенсов за акцию. Накануне оператор снизил прогноз по прибыли.
В течение торгового дня акции обваливались на 30% — до 86 пенсов. Капитализация второго по масштабам бизнеса европейского туристического концерна снизилась на 321 млн фунтов стерлингов ($507 млн), до 752 млн фунтов.
Thomas Coоk предупреждает инвесторов о катастрофических последствиях беспорядков в Африке и на Ближнем Востоке для французского рынка.
«Мы отмечаем на французском рынке снижение спроса и маржи в пиковый сезон на популярных направлениях — в Египет, Тунис и Марокко», — признали в компании.
Также компания пострадала из-за роста цен на топливо и расходов на обслуживание воздушных судов.
На британский рынок оказывает влияние правительство, которое вводит меры жесткой экономии – повышает налоги, сокращая расходы потребителей, что влияет на рентабельность компании, которая удерживает цены в целях стимулирования развития бизнеса, сетуют финансисты Thomas Coоk.
Следствием для туроператора может стать снижение годовой операционной прибыли до 320 млн фунтов против 362,2 млн в 2010 году. Ранее аналитики ждали прибыли в 382 млн фунтов.
«Это еще не обвал, но масштабы падения уже поражают, — говорит аналитик Peel Hunt Ник Батрам. — Тенденция может поднять вопрос о гибкости существующей бизнес-модели».
Аналитики Thomas Cook предупреждают, что политические волнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке будут «значительно серьезнее», чем предполагалось ранее.
Акции еще одного туроператора TUI Travel упали на 6,42% — до 206,5 пенсов – капитализация компании составляет 2,29 млрд фунтов стерлингов (информагентство заявляло сегодня о снижении на 10% (22,6 пенсов), до 198,6 пенсов за ценную бумагу).
В мае обе компании подсчитали убытки от политических волнений: по подсчетам TUI за первое полугодие 2010–2011 финансового года (закончился 31 марта), из-за волнений в Египте и Тунисе компания потеряла 33 млн евро (общий убыток — 351 млн евро). Как и у Thomas Cook, сильнее всего пострадал французский бизнес TUI – на 9,2 млн евро.
По подсчетам Thomas Cook, убытки компании оцениваются в 25,6 млн евро – 20,1 млн евро компания потеряла на отменах туров (164 тысячи), 5,4 млн евро – на возвращении туристов с территории волнений. Наибольшие потери были зафиксированы в западной и восточной Европе – 7 млн евро.
Thomas Cook и TUI имеют российских партнеров. ТС ранее создал совместное предприятие с группой «Интурист». А крупнейшим миноритарием TUI с 20,45% акций выступают структуры совладельца «Северстали» и банка «Россия» Алексея Мордашова.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе рассказала, что спрос по направлениям Ближний Восток и Северная Африка на российском рынке также падает.
«По Египту, который входит в тройку лидеров российских направлений, сейчас наблюдается падение спроса порядка 40%, по Тунису и Марокко – около 50% по сравнению с прошлым годом», — говорит она. В 2010 году в Египте побывали 2 800 000 российских туристов, в Тунисе – 180 тысяч, в Марокко – существенно меньше.
Цены на путешествия в эти страны снизились. «В частности, в Тунис и Марокко – на 30–35%», — говорит Ломидзе.
В связи с закрытием направлений и снижением спроса туроператоры вынуждены были покрывать убытки за счет других направлений, в частности, Греции и Испании.
Роман Рыбаков из Tez Tour отметил, что после открытия Египта (1 апреля МИД разрешил туристам из России посещать страну) наблюдался «пик, связанный с отложенным спросом, но через неделю-две показатель упал примерно на 15%».
«Непонятно, что с Египтом будет осенью, — осторожен Рыбаков. — Будут выборы, и ситуация может измениться».
Лидирующими по российским туристическим направлениям, по оценке Ломидзе, являются Турция, Греция, Испания, Египет, Болгария, Кипр, Хорватия, Таиланд и Арабские Эмираты. «В целом этот сезон не самый удачный – по показателям июня — первой недели июля предложение превышает спрос на 10–15%», — резюмирует Ломидзе.