«Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта с организатором туристического речного круиза по маршруту Казань — Болгары — Казань застрахована страховой группой «Уралсиб», — сообщил страховщик. От дальнейших комментариев в компании отказались: «Суммы выплат мы разглашать не можем, пока своего согласия не даст клиент».
Как сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, «жизнь пассажиров «Булгарии» была застрахована по программе обязательного страхования на транспорте на сумму, соответствующую 120 МРОТ, что составляет 519 600 рублей».
Медицинской страховки у большинства пассажиров затонувшего теплохода не было. В стоимость путевки она не входила, рассказал агентству «Интерфакс-Поволжье» представитель туристического агентства «Интур-Волга», продававшего билеты на теплоход. Медстраховку можно было приобрести за отдельную плату, в том числе в других компаниях, уточнил он.
«Но если будет доказано, что в действия управляющих теплоходом и менеджментом были противоправные шаги, тогда это уже не будет страховым случаем и вся ответственность ляжет на плечи владельцев судна»,
— предупреждает заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев.
Наличие транспортной страховки тоже дело добровольное, отмечает первый заместитель гендиректора СГ «Межрегионгарант» Дмитрий Климов: «В обязательном порядке ответственность перевозчика перед пассажирами страхуется только на воздушном транспорте. Все остальные виды транспорта могут страховать эту ответственность в добровольном порядке, но на практике это встречается крайне редко, тем более когда речь идет о сравнительно небольших по протяженности экскурсионных маршрутах».
Поскольку трагедия была масштабной и получила большой общественный резонанс, родственники погибших и пострадавшие, скорее всего, получат дополнительную компенсацию от властей, полагают эксперты. Если для помощи пострадавшим и ликвидации последствий катастрофы теплохода «Булгария» что-то потребуется сделать на федеральном уровне, это будет сделано, обещал Дмитрий Медведев.
«Выплаты будут произведены за счет средств местных органов, правительства Российской Федерации и т. п.», — говорит первый заместитель генерального директора СГ «Межрегионгарант» Дмитрий Климов. Скорее всего, будет действовать тот же порядок, что после трагедии в клубе «Хромая лошадь», предполагает гендиректор компании «Независимые страховые консультанты» Сергей Катаргин: «Сначала все выплатит государство, а потом все убытки повесят на владельцев компании. Например, за счет продажи имущества». Тогда родственникам 156 погибших тогда было выплачено около 1 млн рублей, порядка полумиллиона 81 пострадавшему.
Экипаж теплохода «Булгария» был застрахован от несчастных случаев Первой страховой компанией.
«24 члена экипажа теплохода были застрахованы от несчастных случаев. Каждый — на 41,5 тыс. рублей от временной нетрудоспособности, инвалидности, смерти от несчастных случаев, из которых по риску смерти — на 15 тыс. рублей»,
— сообщили в страховой компании. Договор страхования действовал с 1 июня 2011 года.
«Булгария» принадлежал компании из Перми — ОАО СК «Камское речное пароходство», структуре Михаила Антонова, сообщили в Приволжской транспортной прокуратуре. Но весной судно было сдано в аренду компании ООО «Агроречтур», рассказал порталу «Пермский мост» начальник службы пассажирских перевозок ОАО «СК Камское речное пароходство» Владимир Судаков, добавив, что «за его безопасность отвечает арендатор». Связаться с «Агроречтуром» не удалось.
«Булгария» эксплуатировалась после распада СССР в частных руках, на износ. В 2000-х годах теплоход несколько лет стоял без работы. В последнее время с ним происходили инциденты — двигатели глохли, он опаздывал. В июне наблюдалась та же самая ситуация», — рассказывает директор по продажам и маркетингу компании Infoflot Андрей Михайловский.
Трагедия с «Булгарией» говорит о серьезных проблемах в организации речных круизов, считают в АТОР. По данным ассоциации,
из 120 судов, что ходят по рекам европейской части России, 50 четырехпалубных теплохода построены 25—30 лет назад, остальные 70 двух- и трехпалубных — 40—60 лет назад.
«Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно. Если до сих пор проносило, это не означает, что такого не могло произойти. Теперь случилось, причем с самыми страшными последствиями», — признал в понедельник Дмитрий Медведев. Необходима оценка ситуации и проведение капитального ремонта или вывода судов из эксплуатации, «если они не годятся», заявил он. «У нас парк судов старый, частный, государство владеет лишь очень небольшой частью (судов), но это не значит, что государство должно уклониться от контроля», — отметил Медведев.
Об изношенности речного флота неоднократно заявляли и чиновники Минтранса, Ространснадзора и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Замминистра промышленности и торговли Денис Мантуров в конце 2010 года обещал, что в ближайшие 5—10 лет в России будет списано порядка 90% существующего речного флота, или около 9 000 судов.
Впрочем, далеко не все старые суда находятся в плачевном состоянии, говорят эксперты. «Большинство из этих теплоходов за последние десять лет прошли глубокую модернизацию — была обновлена как внутренняя начинка для удобства туристов, так и заново установлена техническая часть механизма», — говорит Михайловский.
Но плановое обновление флота без поддержки государства невозможно, говорит Ломидзе. «В целом стоимость теплохода оценивается сейчас в десятки миллионов рублей, — рассказывает Михайловский, — На комплексную модернизацию двухпалубного теплохода требуется до 30 млн рублей».
По данным АТОР, при навигации продолжительностью 140 дней средний объем рынка составляет 300—350 тыс. человек за сезон, готовых потратить от 1,5 до 5 тыс. рублей в сутки. После трагедии с «Булгарией» спрос на речные круизы может быть заторможен, но пока отказов от речных круизов практически нет.