Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении ЗАО «Первый канал. Всемирная телесеть». Как утверждает ФАС, «дочка» Первого канала навязывает кабельным операторам трансляцию телеканалов «Цифрового телесемейства», что может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг связи.
На Первый канал в ФАС пожаловалась организация малого и среднего бизнеса «Опора России». В ее обращении говорилось, что партнерам компании «Первый канал. Всемирная сеть», кабельным операторам, приходится заключать невыгодные договоры с компанией. В «Опору России» обратился оператор связи ООО «Рикор ТВ», обладающий лицензией на оказание услуг связи для кабельного вещания. Для выполнения лицензионных условий ему было необходимо организовать трансляцию обязательных общедоступных телеканалов: «Культура», канал для детей, «Спорт», Первый канал», «Петербург — 5-й канал», РИК, Российское телевидение и НТВ. Но,
заключив договор на лицензионное распространение Первого канала, «Рикор ТВ» пришлось купить и право на трансляцию «кулинарного» канала «ТелеКафе», который состоит в пакете «Цифрового телесемейства» Первого канала.
Это было невыгодно для «Рикор ТВ»: компания не вправе возместить дополнительные затраты за счет абонентов, так как по закону оператор транслирует Первый канал бесплатно.
Вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин называет это «глобально навязанной ситуацией», в которой находятся почти все игроки рынка, «многие сотни» компаний.
«Фактически это платное распространение Первого канала. Все подписывались на остальные телеканалы ради «Первого»,
— возмущается он. — Если оператор не соглашался на это, то телеканал жаловался на оператора в Роскомнадзор, указывая на то, что компания работает без договора с Первым каналом».
В такую ситуацию в 2008 году попадал и столичный оператор кабельного ТВ и интернет «Акадо», президентом которого работал Силин. «Мы показали Роскомнадзору нашу переписку с Первым каналом, где мы многократно предлагали заключить соглашение только на Первый канал. Они под разными предлогами отказывались это сделать. Роскомнадзор с нами согласился и никаких санкций (к «Акадо». — «Газета.Ru») предпринимать не стал», — говорит Силин. Но региональные кабельные операторы не в состоянии спорить ни с Первым каналом, ни с Роскомнадзором, констатирует он.
Лицензионный договор с Первым каналом не предусматривает механизма его расторжения контрагентом, знает начальник юридической службы спутникового оператора «Радуга-ТВ» Игорь Базилевский. «По сути, это кабальный договор», — говорит он.
В пресс-службе Первого канала это не прокомментировали.
Другие телевизионные холдинги, например ВГТРК или НТВ, предлагают платные каналы на рыночных условиях и не увязывают их с обязательными к трансляции эфирными телеканалами. «С Первым каналом это был единственный случай на рынке», — добавляет Силин.
Заключая договоры на таких условиях, Первый канал увеличил распространение каналов «Цифрового телесемейства» на аудиторию около 10 млн абонентов, оценивает Силин.
По его подсчетам, в последние несколько лет выручка Первого канала от продажи навязанных каналов на эту аудитории в среднем была на уровне 50 млн рублей в месяц. Цена лицензии для каждой компании зависела от объема абонентской базы, добавляет он.
Если бы Первый канал договаривался с кабельными операторами на рыночных условиях, то из-за снижения тарифов и проникновения телеканалов выручка от продажи лицензий снизилась бы более чем в два раза, говорит Силин. В пресс-службе Первого канала не раскрыли, какую долю в выручке канала занимает доход от продаж лицензионных договоров.
Дело ФАС против Первого канала «очень положительно скажется на развитии рынка», продолжает вице-президент АКТР. Он не исключает появления аналогичных жалоб со стороны других кабельных операторов.
Рассмотрение дела против Первого канала назначено на 25 июля 2011 года.