Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) наложила штрафы по 100 тысяч рублей на ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») и ООО «Мобильный диалог». Компании наказаны за ненадлежащую рекламу стимулирующей лотереи «СМС удача».
Операторы нарушили требования статьи 9 закона «О рекламе», не указав источник информации об организаторе лотереи и не рассказав о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.
Кроме того, ОАО «Вымпелком» и ООО «Мобильный диалог» распространяли СМС-сообщения рекламного характера без получения предварительного согласия абонента. «Это противоречит части 1 статьи 18 закона о рекламе. Согласно ей,
распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы», — указывают в ФАС.
Реклама стимулирующей лотереи «СМС удача» распространялась посредством СМС-сообщений в сети «Билайн» в мае — июне 2010 года. Чтобы стать ее участником, клиентам предлагали приобрести услугу — доступ к информационному ресурсу wap.mobiledialog.ru, содержащему контент для мобильных телефонов (мелодии, картинки, видео, игры), направив СМС-сообщение.
Один из клиентов «Вымпелкома», получивший такое приглашение, обратился в ФАС с жалобой. В ней он указал, что согласие на получение рекламных сообщений не давал. «Вымпелком» и ООО «Мобильный диалог» не смогли представить комиссии ФАС доказательства обратного.
В «Вымпелкоме» считают решение о наложении штрафа несправедливым. «Мы планируем его оспорить», — рассказала «Газете.Ru» представитель компании Анна Айбашева.
«Согласно закону о рекламе, она признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено», — разъясняет старший юрист юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Зинаида Захарова.
Новый закон «О персональных данных», который вступит в силу с 1 июля этого года, уточняет эту процедуру. Он предусматривает наличие письменного разрешения со стороны абонента на получение рекламной информации на его почту или мобильный телефон.
«После 1 июля таких прецедентов будет гораздо больше», — считает представитель G Data Software Роман Карась.
Но массовыми они вряд ли станут, говорит партнёр адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры» Илья Ищук. Такие дела возбуждаются антимонопольными органами преимущественно по заявлениям граждан, недовольных той или иной рекламной акцией. «Но людей, готовых потратить свое время и силы на написание жалобы по такому, по сути, необременительному факту, как СМС-рассылка, не так уж и много. Большинство людей просто не обращают внимания на получение таких сообщений», — говорит юрист. Но просветительская работа с гражданами существенно сократила бы случаи неправомерных рассылок СМС-рекламы, уверена Захарова.