Вступление в силу межправительственного соглашения между Россией и Монголией по созданию уранодобывающего предприятия «Дорнод уран» задерживается «в связи с процедурными вопросами», заявил глава «Росатома» Сергей Кириенко. Договоренность о создании СП, предполагаемые запасы которого составляют около 30 тысяч тонн урана, была достигнута в январе 2009 года, но срок подписания документов постоянно сдвигался. «У нас подписан план действий, в соответствии с этим планом действий монгольская сторона должна определить перечень имущества и активов, которые она готова передавать в совместные предприятия. Этот этап пока затянулся», — пояснил Кириенко. По его словам, вопрос не в том, что ничего не делается, а в медленном продвижении этого процесса. «Коллеги нам обещают, что в ближайшее время (этот процесс завершится. — «Газета.Ru»)», — добавил глава «Росатома».
Проблема не просто техническая — в соглашении по СП подробно описана конфигурация и процесс формирования СП, рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с условиями соглашения:
монгольская сторона должна была внести в качестве своей доли участки, на которых СП должно работать. Но российская сторона, которая имеет в СП 49%, хотела бы, чтобы предоставляемая лицензия на эти участки не имела обременения или обязательств перед текущими или бывшими собственниками.
Это могут быть также новые участки, которые еще не разрабатывались.
Источник в инвестиционной компании, работающей в Монголии, поясняет, что проблемы связаны с судебными исками бывшего владельца лицензии на Дорнод — канадской компании Khan Resources Inc — к «Атомредметзолоту» (АРМЗ, входит в «Росатом»). АРМЗ в конце 2009 года попыталось получить контроль над Khan, предложив выкупить ее акции по 0,65 канадского доллара за штуку. Эту оферту перебила китайская CNNC, повысившая цену до 0,96 канадского доллара. Но в конце февраля монгольские власти аннулировали лицензии Khan. А в июле 2009 года Монголия приняла закон об атомной энергии, согласно которому в госсобственности должно быть не менее 51% (или в исключительных случаях 34%) долей в урановых месторождениях. Теперь месторождения планируется разрабатывать в рамках СП с Россией.
Khan обвинила российскую компанию в том, что та препятствовала ей в Монголии. Канадцы через Высший суд провинции Онтарио (Канада) пытаются взыскать с АРМЗ 300 млн канадских долларов. Российский Минюст отказался вручать российской компании этот иск.
В «Атомредметзолоте» от комментариев отказались. Но эксперты не исключают, что задержка с СП связана с тем, что Монголия стала ориентироваться на конкурентов России. «Последнее правительство Монголии нельзя назвать пророссийским: власти страны присматриваются к австралийским, канадским и китайским претендентам на богатые ресурсы Монголии, в том числе на уран, который так нужен дефицитной в урановом плане России», — говорит руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин. Китай уже владеет другим месторождением урана в Монголии — Гурвангулаг.
Еще один возможный крупный совместный российско-монгольский проект — освоение угольного месторождения Таван-Толгой (запасы 6,5 млрд тонн угля) — также под вопросом. Монгольская сторона обещает в июне — июле определиться с победителем конкурса на разработку Таван-Толгоя, сообщил глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Компания прошла на второй этап тендера, теперь ждем информации с монгольской стороны, пояснили «Газете.Ru» в РЖД.
Монголия разделила месторождение Таван-Толгой на две зоны: в одной части разработку будет вести группа международных горнодобывающих компаний, в другой — монгольская госкомпания Erdenes Tavan Tolgoi, 50% которой будут принадлежать правительству, а остальные 50% будут распределены между инвесторами и гражданами Монголии.
В начале 2011 года РДЖ, СУЭК, несколько японских и корейских компаний создали консорциум для участия в конкурсе на разработку месторождения Таван-Толгой. В настоящее время проводится предквалификационный отбор.
Разработка месторождения становится все более рентабельной. «Уголь растет в цене, за 2010 год некоторые сорта коксующегося угля подорожали на 30%, энергетического — на 40%», — отмечает аналитик «Метрополя» Сергей Фильченков. Кроме того, для транспортировки угля и урана в Монголии очень удобная инфраструктура: у нас фактически единая железнодорожная сеть, добавляет Конузин.