Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России раскрыла сговор на рынке производства контрольно-кассовой техники. ФАС установила, что чиновники Минпромторга, учредители Российской ассоциации производителей кассовой техники (РАПКаТ), а также сотрудники ФГУП «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина» создали систему административных барьеров, делающих невозможным внесение новых моделей кассовой техники в Госреестр.
Фигуранты дела добивались привилегированных условий на рынке для предприятий, подконтрольных руководству РАПКаТ. Кроме того, от производителей ККТ требовали проведения многочисленных экспертиз новых моделей ККТ. Из сообщения ФАС России следует, что хозяйствующим субъектам, желающим включить в Госреестр новую модель кассовой техники, необходимо было пройти три экспертизы. Сначала в ООО «РАПКаТ-центр» (стоимость услуги — 500 000 рублей), затем экспертизу в Научно-исследовательском институте черной металлургии, а также в экспертном совете при Минпромторге России.
Как установила комиссия ФАС, незаконная выручка РАПКаТ в 2010 году составила 2,9 млн рублей, ООО «РАПКаТ-центр» получило 21,5 млн рублей, ФГУП «ЦНИИчермет» — 9,9 млн рублей.
ФАС установила, что более половины моделей, включенных в Госреестр, — это модели, разработанные компаниями, подконтрольными руководству РАПКаТ. Между тем новую технику для включения в реестр предлагали более 30 организаций. Эти компании получили отказы от Минпромторга без достаточных оснований. По данным ФАС, за время ведения Госреестра ККТ Роспромом (с 2007-го по 2008 год) в него было внесено около 150 моделей кассовой техники. А после передачи этой функции Минпромторгу (июнь 2008-го — июль 2010 года) — всего 32 модели ККТ.
Все названные компании были признаны виновными в нарушении закона «О защите конкуренции». Материалы расследования ФАС переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков считает, что Минпромторг «идёт по линии лоббирования интересов одной структуры».