Немецкая BASF вошла в «Южный поток». «Дочка» компании Wintershall в понедельник подписала с «Газпромом» меморандум о взаимопонимании в отношении проекта газопровода. Переговоры по новому акционерному соглашению будут завершены в течение текущего года, сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
«То, что ведущие энергетические концерны Европы проявили свою заинтересованность в партнерстве в рамках «Южного потока», служит для нас доказательством важности и своевременности реализации проекта для Европы», — заявил Миллер. Газопровод позволит обеспечить прямые и надежные поставки газа европейским потребителям, подтвердил председатель правления BASF Юрген Хамбрехт. Премьер-министр Владимир Путин, в присутствии которого был подписан меморандум, назвал вхождение BASF в проект «сигналом к стабильности».
В «Южном потоке» немцы получат 15%. При этом «Газпром» сохранит свою долю в 50%, то есть сократится доля Италии, которая пока имеет в проекте такую же долю.
Участие Eni в «Южном потоке» может уменьшиться еще больше, если к проекту присоединится французская EDF — предполагается, что Франция получит 10% в проекте.
Wintershall примет участие в строительстве морского участка трубы, у компании большой опыт морских работ. Инвестиции BASF в проект составят около 2 млрд евро, сообщил российский вице-премьер Игорь Сечин. Общая стоимость проекта оценивается в 15,5 млрд евро.
Меморандум, подписанный с BASF, также предусматривает заключение новых долгосрочных контрактов на поставку газа, контрагентом «Газпрома» станет СП Wintershall Erdgas Handelshaus Zug AG. По мнению главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, в качестве бонуса за поддержку проекта газопровода немецкие партнеры сразу получат от «Газпрома» скидку в цене (сейчас 1 тыс. кубов российского газа стоит для Европы $330—350, и, по прогнозам рынка, цена в течение года может вырасти до $400) и снижение уровня take-or-pay (принцип «бери или плати» предполагает штрафы для потребителя, не выбравшего законтрактованный объем газа).
Присоединение BASF поможет России на переговорах с другими странами по «Южному потоку»,
полагают эксперты. В частности, 22—23 марта проходит визит Владимира Путина в Словению и Сербию, ожидается, что в его ходе будет подписано соглашение о создании совместного предприятия по строительству и эксплуатации словенского участка трубы.
«Недавнее заявление России по поводу потенциальной возможности строительства завода СПГ на Черном море многими было воспринято как знак того, что Россия может отказаться от «Южного потока», — напоминает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — В частности, это насторожило балканские страны, так как они очень заинтересованы в газопроводе. Вхождение BASF их успокоит».
Кроме того, присутствие Германии, по словам Симонова, придает веса проекту в целом. «В Европе «Южный поток» зачастую воспринимается как чисто российско-итальянский проект, — поясняет эксперт. — Вхождение Германии покажет, что это проект по-настоящему общеевропейский».