С 2012 года силовые ведомства будут обязаны платить за использование радиочастот. Сейчас армия и спецслужбы пользуются частотным спектром безвозмездно, а коммерческие компании платят за используемые частоты во всех диапазонах.
По словам топ-менеджера оператора «большой тройки», плата за частоты у МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» привязана к диапазонам частот и к имеющемуся ресурсу в каждом регионе.
Действующий порядок меняет опубликованное накануне постановление правительства «Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра и взимания такой платы».
Подписанный Владимиром Путиным документ обязывает Минкомсвязи по согласованию с Минобороны, Минфином, Минэкономразвития, Федеральной службой безопасности и Федеральной службой охраны во втором квартале 2011 года утвердить методику расчета размеров разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра.
Все силовые ведомства будут платить за частоты в полосах совместного использования (это около 80% частотного спектра) и гражданского назначения (5%).
Плата за использование частот в полосах правительственного назначения (около 15% спектра) взиматься, как и теперь, не будет.
Правительственное постановление — часть программы по развитию в России сетей связи четвертого поколения 4G, считают участники телекоммуникационного рынка.
Правительственное постановление было подписано через две недели после того, как сотовые операторы «большой тройки» («Мобильные телесистемы», «Вымпелком» и «Мегафон»), а также государственный «Ростелеком» подписали соглашение о создании совместного предприятия для развития сетей связи четвертого поколения (4G).
Договор, подписанный в присутствии премьера, предполагает совместное использование инфраструктуры компании Yota и опцион на выкуп долей в капитале ООО «Скартел» (управляющая компания Yota Group).
Высокопоставленный источник в одной из компаний «большой тройки» приветствовал подписание «достаточно разумного» документа.
«Может быть, ускорится процесс конверсии частот. Военные будут освобождать те полосы, которые они занимают в диапазонах совместного использования», — надеется он, оговариваясь, что процесс расчистки частот может затянуться, так как затраты на него несопоставимы с платой за частоты.
15 марта глава Минкомсвязи Игорь Щеголев оценил стоимость работ по конверсии полосы частот 800 МГц для сетей связи беспроводного широкополосного доступа по технологии LTE в России (4G) в 2 млрд рублей.
Конверсия диапазона 790–860 МГц оценивается в $2 млрд, что дороже, чем все затраты на конверсию в Европе за последние 10 лет, заявлял в январе замглавы Минкомсвязи Наум Мардер.
Получая на конкурсе частоты для строительства сетей 4G, операторы будут заключать с Минобороны договор о расчистке частот и финансировать эту работу. Территориально-частотный план конверсии подготовлен Минкомсвязи, заявлял замдиректора департамента госполитики в области связи министерства Юрий Журавель.
Секретный документ затрагивает весь спектр частот, от 790 МГц до 2,7 ГГц, «самые интересные полосы», — добавил чиновник.
«Но конверсия частот в России будет идти только пинками, если в положение о Минобороны не будет прописана обязанность расчистки частот, — посетовал Журавель. — Основной владелец частотного ресурса — Минобороны — не имеет никакой заинтересованности в какой-либо конверсии».
Андрей Гирев, гендиректор СМАРТС, считает постановление «недостаточной мерой». «Таким способом военные могут платить многие десятки лет: это деньги из бюджета и специальные ассигнования, — резюмировал топ-менеджер. — Важнее модернизировать военное оборудование с целью уменьшения спектра используемых им частот. Средства связи в армии занимают широкий частотный спектр и не соответствуют требованиям современных возможных боевых действий».
Он ждет высвобождения полос, от которых военные будут отказываться, переходя на новые современные средства связи. «Наверное, в ближайшие 5–7 лет необходимо высвободить для народного хозяйства половину занимаемых военными частот», — считает он.
Но работу по развитию связи стандарта 4G ведет и «Основа телеком», подконтрольная «Воентелекому» (Минобороны) и «Айкоминвесту» Виталия Юсуфова. Работы «Воентелекома» и консорциума операторов на базе инфраструктуры Yota могут в течение нескольких лет идти параллельно, полагает консультант телекоммуникационного рынка, пожелавший сохранить анонимность.