«Мы летаем из аэропорта и не знаем, кто хозяин этого аэропорта и с кого нам сегодня спрашивать за безопасность», – выступая в среду перед студентами Российской правовой академии Министерства юстиции, возмутился руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин. И добавил:
«Следственный комитет три года назад расследовал дело о рейдерском захвате аэропорта Домодедово» (цитата по «Интерфаксу»).
«Года три назад решали вопрос по этому объекту, который, как мы считали, подвергался рейдерскому захвату, – уточнил Бастрыкин. — В расследовании этих безобразий два человека, но они, по-моему, зиц-директора». Санкции за рейдерство в Уголовном кодексе — штрафы, а также от 2 до 10 лет тюрьмы.
Участники авиационного рынка России удивлены. «У государства были претензии к Домодедово, но информация по уголовным делам не фигурировала», — говорит топ-менеджер российского аэропорта.
В Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте «Газете.Ru» заявили, что дело о рейдерском захвате Домодедово не находится в производстве. Получить оперативный комментарий Главного следственного управления СК в среду не удалось, в ГСУ не ответили на письменный запрос «Газеты.Ru». Пресс-служба Домодедово не прокомментировала заявление Бастрыкина.
Сейчас директором аэропортового комплекса является Игорь Борисов. До конца декабря пост занимал Вячеслав Некрасов.
Власти давно предъявляют претензии, но не к топ-менеджменту аэропорта, а к владельцам, также занимающим посты в администрации.
Подозрения чиновников вызывает непрозрачная структура собственности Домодедово. Аэропортом владеет группа «Ист Лайн», которая принадлежит офшорной компании FML (остров Мэн). Номинальными держателями долей в офшоре выступают физические лица — нерезиденты. Реальными бенефициарами Домодедово участники рынка называют предпринимателей Дмитрия Каменщика и Валерия Когана — председателя совета директоров и главу наблюдательного совета Домодедово соответственно).
Противостояние структур «Ист лайна» и государства, которое представляли чиновники Росимущества, длилось с 2004 года по 2008 год. Ведомство добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», аффилированного с «Ист Лайн». В отрасли говорили о возможной национализации аэропорта, но спор был урегулирован без смены собственников решением президиума Высшего арбитражного суда.
Уголовное дело, о котором в среду рассказал Бастрыкин, относится к периоду споров «Ист лайна» с Росимуществом.
Эксперт ICAO (Международная организация гражданской авиации) Виталий Бордунов констатирует: «У Домодедово два хозяина — государство и арендатор, который работает по договору аренды от 1998 года». «Первоначальный арендатор «Ист Лайн» превратился в двенадцать фирм, зарегистрированных на острове Мэн. И сейчас государственной собственностью управляет остров Мэн», — резюмирует эксперт.
Бордунов признает, что частные акционеры «сумели сделать из Домодедово конфетку».
Вопросы к сети оффшоров — собственников Домодедово у властей снова возникли в конце 2010 года, после транспортного коллапса в московском авиаузле. По неофициальным данным, во время сбоя систем электроснабжения Домодедово основные вопросы взаимодействия с профильными госведомствами курировали именно акционеры «Ист Лайна».
Критика обострилась через месяц: в конце января 2011 года в аэропорту в зоне таможенного досмотра произошел теракт.
Тогда президент Дмитрий Медведев заявил, что за случившееся «должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта».
Росимущество не имеет новых «спорных вопросов» в отношении аэропортового комплекса Домодедово, передал «Газете.Ru» представитель ведомства Александр Комаров.
Официальной информации об уголовном деле о рейдерстве в Домодедово и о его статусе в настоящее время ранее следственные органы не предоставляли.
«Как правило, уголовное преследование – это последний аргумент в процессе возможной смены собственников», — говорит топ-менеджер российского аэропорта, добавляя: «Жаль, если ситуация развивается именно так».
Опрошенные «Газетой.Ru» инвестбанкиры заявляют, что не получали предложений от владельцев Домодедово о продаже актива. Аэропортовой инфраструктурой активно интересуется «Новапорт», аффилированный с Романом Троценко, главой «Объединенной судостроительной корпорации», — добавил один из банкиров. Но представитель «Новапорта» Максим http://pg.gazeta.ru/aqua/i/icon_checkin.gif Шапиро говорит, что «не имеет информации о планах войти в капитал Домодедово».
Переговоры с владельцами Домодедово связаны с государственной программой консолидации аэропортов московского авиационного узла, уверен топ-менеджер российского аэропорта.
По неофициальной информации, инвесткомпания «Тройка Диалог» по заказу правительства ранее просчитала схему объединения московских аэропортов Домодедово, Шереметьево и Внуково. Правительственные консультанты оценили бизнес Домодедово в $4,1–5,1 млрд, государственный аэропорт Шереметьево в $1,6–2,4 млрд, а частно-государственный Внуково в $500–700 млн.
В случае консолидации активов с такими оценками бизнеса государство получило бы в объединенной аэропортовой компании менее контрольного пакета, а владельцы Домодедово — контрольный пакет. Но правительство намерено контролировать объединенный московский хаб.
Совладелец «Тройки» Рубен Варданян не прокомментировал работу над концепцией объединения московских аэропортов. Ранее источники на финансовом рынке сообщали о намерении владельцев Домодедово провести первичное размещение акций.
«Правовых оснований для уголовного дела нет: оно надуманно. А попытка отнять аэропорт сама является рейдерским захватом», — категоричен Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы «Авиапорт».