«Ситуация с российскими туристами в Египте выявила множество пробелов в законодательстве», — сообщила заместитель начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина.
Сейчас, согласно закону, турист, который приобрел путевку в страну, признанную опасной для пребывания, имеет право на расторжение договора с турфирмой только через суд и получение от нее полной компенсации стоимости неоказанных услуг. В Роспотребнадзоре считают, что эта норма устарела. «Все европейское законодательство направлено на расширение досудебного порядка урегулирования споров», — подчеркнула она.
Кроме того, Роспотребнадзор предлагает прописать в законе конкретные сроки, в которые турагентства должны возвращать потребителям деньги за неоказанные услуги. Сейчас туроператоры могут затягивать возмещение стоимости путевки в течение полугода, объясняя это тем, что денег у них нет, что они уже в обороте.
«Туристов, купивших путевки в Египет, некоторые наиболее крупные российские туроператоры уже предупредили о том, что выплатить всем деньги единовременно не получится»,
— привела пример Мухина. Компенсировать стоимость сорванного отдыха они смогут не раньше чем через полгода. Предлагаемые новации позволят повысить правовую защиту туристов, считают в Роспотребнадзоре.
В Ассоциации туроператоров России соглашаются, что закон не совершенен. Срок возврата средств за неиспользованный тур в законе об основах турдеятельности, принятом в 1996 году, не указан. «Если у компании есть деньги, обычно всё решается в досудебном порядке. Как правило, туроператоры отдают сразу. Если денег нет, то принято или предлагать за эти деньги другую путёвку, или расторгать договоры через суд», — говорит руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова.
Но если уж менять законодательство, то идти надо по пути Великобритании, считает председатель правления РОО «Клуб защиты прав туриста» Дмитрий Давыденко.
«В Великобритании так: пока ты не вернулся из отпуска, туроператор не имеет права распоряжаться деньгами, полученными за твою путёвку. Если в течение небольшого времени после твоего приезда ты не высказал претензии — эти деньги переводятся на счет туроператора»,
— говорит Давыденко. Но если внедрить эту норму в нашу практику, то не избежать 40-процентного скачка цен на путевки, признает эксперт: аренда отелей, авиабилеты и прочее выкупаются оператором за счет средств, заплаченных за путёвки.
А урегулирование спора во внесудебном порядке не гарантирует защиты прав потребителя. Досудебная практика обычно складывается не в пользу гражданина, говорят эксперты. Так, закон «О защите прав потребителей» устанавливает 10-дневный срок для выплаты потребителю стоимости услуги в случае, если она имеет существенные недостатки, но суды полны исками от потребителей, которым продавцы отказались возвращать деньги во внесудебном порядке, говорит юрист адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Мария Волкова.
Если Роспотребнадзор действительно хочет расширить досудебное урегулирование конфликтов с туроператорами, придется законодательно закрепить понятие «страна, опасная для пребывания», ввести прямой запрет на продажу туров и билетов в такую страну, говорит Волкова.