ГК «Дикси», развивающая сеть одноименных дискаунтеров, достигла принципиальных договоренностей о покупке 100% торговой сети «Виктория». Стороны планируют окончательно закрыть сделку в конце мая 2011 года. Общая её стоимость составит около 20 млрд рублей без учета существующей долговой нагрузки «Виктории», она будет оплачена денежными средствами и частично акциями ОАО «Дикси Групп», сообщает компания.
Предполагается, что в результате сделки существующие акционеры ГК «Виктория» получат в объединенной компании 15%, а контролирующий акционер «Дикси» — группа компаний «Меркурий» — 50% плюс 1 акцию. По планам, финансирование сделки будет осуществляться за счет привлеченного «Дикси» кредита в размере 4,5 млрд рублей.
Объединенная компания, как предполагают в «Дикси» станет третьим национальным розничным продовольственным оператором после X5 Retail Group и «Магнита».
Товарооборот «Дикси» вырастет более чем в полтора раза, общее количество магазинов — до 903, торговая площадь — до 348,9 тыс. кв. м. Это позволит оператору значительно укрепить позиции на двух ключевых региональных рынках России — в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
«Дикси» заключила удачную финансовую сделку, уверена старший аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Бобровская. «Рентабельность по EBITDA «Виктории» в 2009 году была 6,6%. И это больше, чем у «Дикси», которая имеет показатель 5,4%. По итогам 2010 года от «Дикси» ожидают 5,7%, а у «Виктории», как ожидается, рост будет даже больше. Поэтому покупка «Виктории» улучшит общую рентабельность объединённой компании», — объясняет она. Цена сделки, отмечает эксперт, соответствует отношению стоимости компании к выручке за 2010 год в 60%. «Дикси» сейчас сама торгуется с таким же показателем. В целом «Дикси» купили «Викторию» даже дешевле, чем торгуются сейчас ритейлеры», — добавляет аналитик.
Изменится ли как-нибудь формат магазинов и ценовая политика компании, президент «ГК Дикси» Илья Якубсон не пояснил. Но
магазины-дискаунтеры и магазины «у дома», которые развивает «Виктория», хорошо подходят «Дикси» по формату,
отмечают эксперты. «Отдельные опасения вызывают супермаркеты «Виктория», ведь это формат не совсем развивался «Дикси», особенно в последние годы. У них всего 8 магазинов «Минимарт» в этом формате. А сейчас сеть получает сразу 19 похожих площадок», — говорит Бобровская. Наиболее рациональным для компании, уверена аналитик, будет ребрендирование «Минимартов» в «Викторию», «ведь «Виктория» — это известный уже бренд».
«Кардинально от этой сделки на рынке ничего не изменится», — считает аналитик потребительского сектора Unicredit Securities Владимир Кузнецов. Ждать уменьшения конкуренции в связи с тем, что вместо двух сетей стала одна, по его мнению, не стоит. «Более того, в случае успешной интеграции бизнеса «Виктории» «Дикси» сможет более уверенно чувствовать себя в конкуренции с более крупными сетями», — добавляет он. Крупная компания имеет больше возможностей привлечь дополнительные средства и диктовать свои условия поставщикам.
«Слияние сетей не должно вызвать серьезных претензий у антимонопольных органов. Единственное, где объединенная компания превышает порог в 25%, — это Калининград (33%) и Калининградская область (27%)», — говорит Кузнецов.
Рынок уже позитивно откликнулся на новость о сделке. За пару часов акции «Дикси» на ФБ ММВБ выросли на 5,4% (до 449 рублей), в РТС — на 4,5% (до $15,2). Подъем акций «Дикси» в четверг начался еще до официального подтверждения сделки по покупке, на сообщениях менеджера одного из ритейлеров и осведомленного о сделке инвестбанкира.
Консолидация в ритейле продолжится, не сомневается глава Х5 Лев Хасис. «Рынок крайне раздроблен, и консолидация будет, будет нарастать конкуренция — от этого, конечно же, потребитель будет выигрывать»,
— сказал он, выступая в среду на форуме, организованном инвесткомпанией «Тройка Диалог». Укрупнение розничных компаний — естественный процесс для данного этапа развития рынка, согласен исполнительный директор Союза независимых сетей России Александр Мальчевский. Именно сейчас, по его мнению, удачный этап для таких сделок и инвестиций, поскольку кризис ликвидности миновал и перспективы понятны. Сама «Виктория» в прошлом году пошла по этому пути, приобретя тульскую сеть «Семейная копилка», напоминает он.