Российские акционеры ТНК-ВР – альянс AAR (Alfa Михаила Фридмана, Access Industries Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) – обратились в Лондонский суд с иском о приостановке работы по подготовке сделки между ВР и«Роснефтью», предполагающей обмен акциями и совместную разработку российского арктического шельфа. Заседание суда по данному обращению назначено на 1 февраля.
Представитель ВР сообщил «Газете.Ru», что компания получила уведомление из суда, подчеркнув при этом, что ВР действует в соответствии с заключенными с ТНК-ВР акционерными соглашениями. Об этом же говорил и глава ВР Роберт Дадли на форуме в Давосе, отметив, что в ближайшее время ВР проинформирует партнеров по ТНК-ВР о параметрах сделки, направив им соответствующие документы.
Представитель акционеров AAR отказался комментировать ситуацию.
В ТНК-ВР также отказались от комментариев, но ранее гендиректор AAR Стэн Половец заявлял, что акционерное соглашение 2009 года подразумевает, что ВР, равно как и AAR, должна осуществлять все нефтегазовые проекты в России и на Украине исключительно через ТНК-ВР.
По словам гендиректора AAR, для закрытия сделки по обмену акциями между ВР и «Роснефтью» необходимо одобрение российско-британского холдинга.
Вице-премьер правительства России, председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин накануне отметил, что претензии AAR к ВР «Роснефти» касаться не могут.
«Мы проконсультировались с ВР. Их мнение, что они действуют в рамках законодательства, – заявил Сечин. – Мы здесь не видим никаких проблем».
По словам юристов, оценить, на чьей стороне в данном случае истина, крайне сложно. «Все зависит от условий акционерных соглашений, а они нам не известны, — говорит партнер юрфирмы «Пепеляев Групп» Владимир Соков. — ТНК-ВР может попытаться оспорить сделку, но вот насколько законны ее основания, сейчас сказать невозможно».
О том, что российская госкомпания намерена обменять свои акции на бумаги ВР, стало известно 15 января.
Идея создания альянса принадлежала Игорю Сечину и была одобрена премьер-министром Владимиром Путиным и многими высокопоставленными чиновниками правительства и администрации президента.
Компании заключили договор о совместном освоении шельфа Арктики (по предварительным оценкам, запасы региона составляют 5 миллиардов тонн нефти и 10 триллионов кубометров газа). Соглашение предполагает создание совместной операционной компании, в которой 67% будет принадлежать «Роснефти», а 33% BP и которая будет заниматься разведкой, добычей и сбытом нефти и других углеводородов. Первоначальные инвестиции в проект составят от $1,4 до $2 млрд.
«Очевидно, что ТНК-ВР хочет тем или иным образом принять участие в освоении арктического шельфа, и холдинг явно рассчитывает на то, что ему удастся что-то получить от ВР, недаром ТНК-ВР обратилась в Лондонский суд наследующий же день после того, как ВР и «Роснефть» подписали в Давосе рамочное соглашение о стратегическом партнерстве», — комментирует вмешательство ТНК-ВР аналитик ИФД «КапиталЪ» Витали Крюков.
В рамках заключенного соглашения планируется, что ВР передаст «Роснефти» 5% (988,69 млн) своих голосующих акций, получив взамен 9,5% (1,01 млрд) акций российской компании. В дальнейшем взаимные доли ВР и «Роснефти» могут увеличиться. На момент подписания договора пакеты оценивались одинаково – в $7,8 млрд.
В четверг бумаги BP стоят $46,76 за акцию. Капитализация компании составляет $146,45 млрд. Расписки на акции «Роснефти» на Лондонской фондовой бирже с утра в четверг подорожали на 0,36%, до $8,35 за бумагу. Капитализация компании составила $88,43 млрд.
5-процентный пакет акций BP, исходя из котировок четверга, стоит $7,32 млрд. 9,5% акций «Роснефти», которые госкомпания меняет на долю в BP, в четверг стоят $8,4 млрд.
Заявленная сделка вызвала критику со стороны оппонентов как BP, так и «Роснефти». Помимо российских акционеров ТНК-ВР к обмену акциями с подозрением отнеслись американские конгрессмены, напомнившие, что ВР является крупнейшим поставщиком топлива для американских вооруженных сил, и в связи с этим потребовавшие проверки сделки на предмет ее влияния на деятельность ВР America. В Британии начали беспокоиться за экологическую безопасность Арктики. Бывшие акционеры ЮКОСа заявили, что активы «Роснефти» «украдены».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин не сомневается в объективности разбирательства, несмотря на то что сделка между BP и «Роснефтью» получила одобрение высшего руководства России и Великобритании. «Именно из-за того, что за сделкой между BP и «Роснефтью» стоит Владимир Путин, акционеры ТНК-ВР обратились в Лондонский суд. Британский суд независим, и на него никто не сможет оказать давление», – резюмирует политолог, напоминая, что иск был подан во время Давосского форума.
«Акционеры хотели привлечь к иску дополнительное внимание. Выступление Дмитрия Медведева – одно из самых значимых на форуме. Внимание к России сейчас очень большое: с одной стороны, масштабная программа модернизации экономики, с другой – второй приговор Ходорковскому, ходят слухи о третьем деле», – резюмирует Алексей Макаркин.
Виталий Крюков отмечает, что
сторонам выгоднее уладить конфликт, не доводя его до суда, так как лишнее разбирательство ударит по имиджу ВР, и без того серьезно пострадавшему после катастрофы в Мексиканском заливе, а ТНК-ВР не стоит обострять ситуацию, так как сделка является в большей части политической,
она одобрена высшим руководством страны, так что лучше не пытаться ее торпедировать. Определенные негативные эффекты от подачи иска для акционеров ТНК-ВР могут быть, ведь сделку между BP и «Роснефтью» курирует Игорь Сечин, соглашается эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. «Но с другой стороны, у акционеров ТНК-ВР неплохая защита, — отмечает он. — Так, Виктор Вексельберг возглавляет Сколково. Ну а Михаил Фридман не впервые судится со структурами. Достаточно вспомнить, как он серьезно ослабил аппаратные позиции Леонида Реймана, во многом это было одной из причин ухода с поста. «Альфа» умеет хорошо судиться. Кроме того, у Петра Авена, возглавляющего Альфа-банка, хорошие отношения с властями».
Кроме того, у российских и иностранных акционеров ТНК-BP длительный опыт противостояния и, как показала практика, центр не вмешивался, напоминает эксперт.
«Многое будет зависеть от доброй воли ВР, — подводит итог Крюков. — Если таковая будет проявлена, ТНК-ВР может получить часть доли британской компании в СП с «Роснефтью». Однако это в любом случае будет миноритарная доля — не более 10%».