Минкомсвязи разрабатывает механизм защиты инвестиций при конверсии военных частот для сетей 4G. Подготовка полосы в диапазоне 790—860 МГц в России оценивается в $2 млрд — это дороже, чем вся радиочастотная конверсия в Европе за последние 10 лет.
О том, что Минкомсвязи работает над механизмом предоставления гарантий операторам в рамках инвестиций в сети четвертого поколения, представители министерства объявили в ходе консультаций с членами профильной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей.
«В настоящее время механизмы гарантий частных инвестиций в конверсию радиочастотного спектра отсутствуют», — говорится в материалах комиссии РСПП по телекоммуникациям и IT.
Порядок предоставления гарантий разрабатывается и будет определен указом президента России. Минкомсвязи уже подготовило проект, но документ пока не согласован Минюстом.
Получая на конкурсе частоты для строительства сетей 4G, операторы будут заключать с Минобороны договор о расчистке частот и финансировать эту работу. Территориально-частотный план конверсии частот подготовлен Минкомсвязи, заявил замдиректора департамента госполитики в области связи министерства Юрий Журавель.
Секретный документ затрагивает весь спектр частот от 790 МГц до 2,7 ГГц, «самые интересные полосы», добавил он.
Конверсия диапазона 790—860 МГц оценивается в $2 млрд, что дороже, чем все затраты на конверсию в Европе за последние 10 лет, заявил замглавы Минкомсвязи Наум Мардер.
РСПП предложила ввести уведомительный порядок начала использования частот в пределах выделенной полосы. В развитых европейских странах операторы связи самостоятельно рассчитывают электромагнитную совместимость с другими сетями. Наум Мардер заявил, что в России такой подход невозможен: радиочастотный спектр используется военными структурами. «Что предлагается? Открыть всю базу данных военных, силовиков? Это кто предлагает? ЦРУ? Теле2?» — возмутился Мардер. Западные спецслужбы, безусловно, могут прослушать, кто какие частоты использует, для них это не секрет, парировал председатель совета директоров «Теле2 Россия» Юрий Домбровский.
Но конверсия частот в России будет идти «только пинками», если в положение о Минобороны не будет прописана обязанность расчистки частот, сетует Журавель. — Основной владелец частотного ресурса — Минобороны — не имеет никакой заинтересованности в какой-либо конверсии».
Конкурсы по распределению частот для сетей 4G могут пройти во втором полугодии, прогнозировал ранее министр связи Игорь Щеголев.
В декабре 2010 года «большая тройка» сотовых операторов, МТС, «Мегафон» и «Вымпелком», а также «Ростелеком» получили разрешение госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) на исследование частотного спектра для LTE и подготовку предложения по конверсии. К этой работе могут присоединиться и другие участники
рынка.
Операторы исследуют частотные диапазоны 700–862 МГц, 890–915 МГц, 935–960 МГц, 1710–1785 МГц, 1805–1880 МГц, 1920–1950 МГц, 2010—2015 МГц, 2110–2140 МГц и 2500–2700 МГц.
К 1 июля 2011 года участники проекта определят условия электромагнитной совместимости сети 4G/LTE на этих частотах с другими сетями связи, установят минимально необходимый ресурс, подготовят предложения по использованию частот и конкурсным условиям.
По мнению РСПП, на российском рынке может работать не менее пяти операторов сетей связи 4G (технология LTE).
Сейчас это нереально, спорят в Минкомсвязи. «Частотного спектра не хватает и для трех операторов», — считает Наум Мардер. Частотным спектром заведует ГКРЧ, причем она не является ни юридическим лицом, ни федеральным органом исполнительной власти. Этот статус имеет недостатки, утверждает профильная комиссия РСПП: решения ГКРЧ не регулируются антимонопольным законодательством, ответственность за них четко не установлена, судебный порядок обжалования решений затруднен, заседания проходят редко.
Поэтому комиссия РСПП предложила придать ГКРЧ статус федерального органа исполнительной власти, передать часть вопросов регулирования радиочастотного спектра в правительство, а решения ГКРЧ утверждать в Минкомсвязи.
«Структуру исполнительной власти устанавливает президент, а не РСПП», — заявил «Газете.Ru» замминистра связи Наум Мардер.
Мардер признал, что «проблемы со статусом есть». Но, по его словам, возможное наделение ГКРЧ статусом федерального органа исполнительной власти затянет бизнес-процессы на два — пять месяцев. Еще один вариант — вводить решения ГКРЧ приказом главы Минкомсвязи, его предложил Конституционный суд. «Это тоже затягивает процесс, но какая-то форма в будущем может быть», — оценил Мардер. По его словам, этот вопрос (изменение статуса ГКРЧ) рассматривает правительственная комиссия по проведению административной реформы под председательством главы аппарата правительства Вячеслава Володина.