Вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России», входящий в структуру «Оборонпрома», в ходе первичного размещения акций (IPO) может привлечь более $500 млн долларов. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на анонимный источник. IPO может состояться в первом полугодии 2011 года. Организаторами размещения станут банки Merrill Lynch, BNP Paribas и «ВТБ Капитал».
В «Вертолетах России» агентству сообщили, что пока официального решения о проведении IPO не принято. Планы выхода на биржу в 2011 году «Вертолетов России» озвучил еще в мае 2010 года генеральный директор «Оборонпрома» Андрей Реус. Тогда он не сообщил подробностей проведения IPO.
«Вертолеты России» были созданы в 2006 году. Холдинг объединяет 13 вертолетостроительных предприятий страны, в том числе Казанский вертолетный завод, Улан-Удэнский авиационный завод и «Роствертол». Акции упомянутых компаний уже обращаются на бирже. По итогам 2009 года суммарная выручка предприятий, входящих в «Вертолеты России», составила 57,7 млрд рублей. Выручка самого холдинга за тот же период превысила 775 млн рублей. За десять лет «Вертолеты России» собираются увеличить свою долю на мировом рынке с 5% до 15%. «Производство наших вертолетов ежегодно растет на 20—30%, и мы планируем достичь к 2020 году уровня 15% мирового рынка. Сейчас эта цифра составляет 5%», — говорил ранее Реус. В 2009 году холдинг произвел около 220 машин (как гражданских, так и военных). Около 70% экспортируется, 30% идет на внутренний рынок.
Компания заявляла что, занимается разработкой вертолета пятого поколения. Экспертов удивляет, каким образом холдингу «Вертолеты России» удастся от первого поколения перейти сразу к пятому. Они считают сам термин «пятое поколение» лишь красивой фразой. «У нас возник некий лейбл, мода. Вот разрабатывали самолет пятого поколения, теперь мы делаем вертолет пятого поколения. Но лично я не представляю, что такое тогда вертолет четвертого поколения», — говорит главный редактор авиационного журнала «Взлет» Андрей Фомин.
Первым действительно боевым вертолетом был Ми-24. Соответственно, его можно считать машиной первого поколения. Ко второму поколению определенно можно отнести два вертолета — Ка-50, Ка-52. А вот Ми-28Н — скорее, вертолет поколения 1+. У «Ночного охотника» до сих пор нет отработанной системы ночного видения — летать и воевать ночью в отличие от Ка-52 он не может. Кроме того, Ка-52 имеет не только принципиально новую по сравнению с Ми-24 авионику, он имеет мощный радарный комплекс и оснащен активной системой защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов. Ми-28Н не имеет ни радара, ни системы активной защиты.
Кроме того, холдинг думает об увеличении скорости своих вертолетов до 500 км в час. После достижения скоростей 450—500 км в час не исключено появление концепта, способного развивать скорость 800 км в час. Желание нового холдинга создать себе хороший имидж понятно, говорят эксперты. Нужно показать, что активы объединяются, работа идет, а бюджетные деньги осваиваются целевым образом. «Производство у холдинга действительно растет. Правда, утверждать, что это заслуга конкретно «Вертолетов России», а не результат того, что просто рынок пошел вверх, я бы не стал», — говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.