«Русал» планирует в декабре запустить программу российских депозитарных расписок (РДР), сообщил во вторник источник, близкий к банку — организатору выпуска.
«До конца года точно будет, объем до $2 млрд», — сказал источник.
Расписки будут торговаться на ММВБ, соответствующие процедуры прописываются. Одной из причин выпуска расписок источник называет недостаточно высокую ликвидность на бирже Гонконга, где «Русал» провел IPO в январе 2010 года. Другая причина — сложное налоговое законодательство в стране.
«Русал» выручил $2,2 млрд в ходе IPO на бирже Гонконга в январе текущего года. Сразу после окончания дебютных торгов «Русала» в Гонконге начались торги GDR на парижской бирже Euronext. По итогам торгов вторника на бирже Гонконга бумаги «Русала» подорожали на 1,55%, до 9,84 гонконгского доллара (1,21 доллара США) за акцию.
В «Русале» отказались комментировать подготовку к размещению РДР. Представители компании ранее уже говорили о намерении до конца года запустить программу РДР, но объем размещения не назывался. Алюминиевый концерн сообщал, что не планирует проводить допэмиссию в рамках выпуска РДР: для данной программы будут предложены акции, которые уже торгуются в Гонконге, а общий объем размещения будет зависеть от спроса инвесторов.
«Есть инвесторы, которые приобрели акции «Русала», чтобы иметь возможность торговать ими в России», — заявлял в начале года глава алюминиевой компании Олег Дерипаска. «Русал» рассчитывал, что выпуск РДР обеспечит доступ к акциям широкому кругу ориентированных на российские бумаги инвесторов, которые не участвовали в IPO. В ноябре сообщалось, что депозитарий заканчивает работу над проспектом бумаг, который нужно зарегистрировать.
«Русал» может стать первой компанией, выпустившей РДР. Законодательство о российских депозитарных расписках существует уже почти 4 года, однако до сих пор этим инструментом ни один эмитент не воспользовался, в частности из-за недостаточной готовности нормативной базы и нерешенных вопросов с налогообложением.
В выпуске РДР заинтересованы в первую очередь российские компании, чьи холдинговые структуры зарегистрированы за рубежом. «Неудивительно, что компания жалуется на плохую ликвидность: free-float в Гонконге совсем небольшой», — говорит один из аналитиков в отрасли. Причина в том, что значительную часть выпуска выкупили «якорные» инвесторы: самый крупный пакет приобрел ВЭБ — 3,15%, NR Investments Натана Ротшильда купила 0,48%, а Paulson & Co миллиардера Джона Полсона — 0,47%. Мелкие инвесторы, участвовавшие в размещении, не хотят сейчас продавать акции: с момента начала торгов на бирже Гонконга акции «Русала» подешевели на 8%.
Вряд ли программа РДР поможет «Русалу» с ликвидностью.
«Возможно, алюминиевая компания ищет новых инвесторов, однако существенно на ситуацию с ликвидностью это не повлияет: чтобы улучшить ликвидность, надо осуществлять дополнительный выпуск акций»,
— полагает Алексей Морозов из UBS. Вряд ли фактическое дробление бумаг между двумя биржами приведет к желаемой цели — лучше было бы, например, разместить пакет, купленный ВЭБом, соглашается Марат Габитов из Unicredit Securities.