Компания «Капитал Тур» с пятницы начинает оперативную деятельность в штатном режиме, сообщили в штабе Минспорттуризма по решению проблем с клиентами этой компании. «Наши счета разблокированы, полеты возобновляются», — подтвердила РИА «Новости» гендиректор компании Инна Бельтюкова. По ее словам, «Капитал Тур» начал осуществлять платежи, благодаря чему стало возможным отправлять туристов в уже проданные туры. В субботу примерно 500 клиентов компании должны вылететь на египетские курорты в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. Всего же за выходные чартерными рейсами за границу смогут улететь 1,6 тыс. туристов.
<1>Более того, в ближайшие дни компания может восстановить продажу новых туров.
«Пока еще турами не торгуем, но продажи, скорее всего, возобновятся через два дня. Возможно, будут скидки»,
— сообщила «Газете.Ru» по телефону оператор одного из московских отделений «Капитал Тура».
Но в Российском союзе туриндустрии (РСТ) к возобновлению деятельности туроператора относятся с настороженностью. «Спасительный» транш в $15 млн, обещанный компании банком «Международный финансовый клуб» Михаила Прохорова, не решит всех проблем, считают в союзе.
По данным РСТ, задолженность туроператора только перед банками составляет, по разным данным, $42—48 млн. Сколько денег на счетах «Капитал Тура» — неизвестно.
«Допустим, долг действительно будет «надолго» реструктурирован. Но ведь есть еще жаждущие авиакомпании, страховщики, зарубежные партнеры, отели, — говорит пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. — Добавьте к этому зарплату сотрудников, техническое обеспечение бизнеса, содержание офиса».
Компания Good, через которую «Капитал Тур» покупал билеты «Аэрофлота», расторгла договор с туроператором. Напрямую перевозчик с турфирмой не сотрудничает, хотя попытку возобновить отношения «Капитал» на днях предпринимал. Good активно распродает освободившиеся билеты — в розницу пассажирам и блоками туроператорам. То есть
1,5 тысячи еженедельных мест на 18 направлениях «Капитал» потерял. «Чем он их восполнит, на чем будет летать?
— задается вопросом Тюрина. — Свободной перевозки на рынке сейчас не найдешь. Христа ради собирать билеты по блочникам? На такие объемы не очень-то насобираешь: 220 мест в неделю на Денпасар, 350 на Бангкок, 180 на Гоа, 300 на Дубай, 200 на Пунта-Кану и т. д. Ну найдут что-то с вылетами 15—20 января. А как же Новый год, каникулы? Срочно возобновлять блоки? Ставить собственные программы?»
В РСТ уверены, что теперь ни одна гостиница не поселит клиентов «Капитала» без предварительной оплаты. А если отели деньги получат, то непременно скажут: это в счет долга, а теперь платите за новых туристов.
Кроме того, большинство отелей давно аннулировали неоплаченные брони, причем не только на ближайшие даты, но и на Новый год, и на каникулы.
Но, даже если удастся решить все проблемы с партнерами, восстановить доверие клиентов практически будет невозможно, считают в РСТ: «Рисковые товарищи, конечно, найдутся, кто-то поедет. Но доверие к туроператору утрачено, поэтому рассчитывать на активные продажи и, соответственно, пополнение оборотных средств не приходится».
В Ассоциации туроператоров России (АТОР) тоже удивляются бодрым заявлениям представителей «Капитал Тура».
«Понятно желание собственника возобновить работу. Но еще до конца не решены проблемы даже с теми, кто находится за границей по старым путевкам,
— напоминает первый вице-президент АТОР Владимир Канторович. — Только в Таиланде остаются порядка 400 туристов, прибывших по линии «Капитал Тура». Четверо из них были задержаны в гостинице. Ростуризм до сих пор пытается договориться с «Аэрофлотом» о вывозе этих туристов. «Могу сказать одно: если бы у меня была путевка «Капитал Тура» на праздники, я был бы очень неспокоен», — охарактеризовал свое отношение к возобновлению деятельности «Капитал Тур» вице-президент АТОР.