Антимонопольное регулирование в рамках Таможенного союза подразумевает равный доступ бизнеса России, Казахстана и Белоруссии к услугам естественных монополий — независимо от того, резидентом какой из трех стран этот бизнес числится, сообщила во вторник министр экономического развития Эльвира Набиуллина на заседании в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Встреча была посвящена обсуждению перспектив Единого экономического пространства в рамках союза России, Казахстана и Белоруссии.
Участники дискуссий о перспективах союза говорят о трансформации таможенного соглашения в интеграционное объединение по аналогии с Евросоюзом.
При создании Евросоюза было подписано 202 двухсторонних соглашения и 104 единых документа, а для создания Единого экономического пространства (ЕЭП) пока подготовлены только 11 проектов соглашений, уточнила Набиуллина. Эти соглашения касаются всех параметров ведения бизнеса – таможенных, налоговых, миграционных, антимонопольных, макроэкономических, заверила министр. Ко вторнику удалось полностью согласовать только один документ из одиннадцати — макроэкономические показатели ЕЭП, на которые будут ориентироваться правительства стран-участниц.
Три основных показателя ЕЭП напоминают нормы Маастрихтского соглашения, юридической базы Евросоюза. Дефицит бюджета стран ЕЭП не должен превышать 3% ВВП. Госдолг должен быть в пределах 50% ВВП. Эта норма жестче, чем в Евросоюзе: там госдолг может превышать 60%.
Инфляция в ЕЭП не должна быть выше 5% от наименьшего уровня инфляции одной из трех стран-участниц.
Ориентироваться на эти показатели, пояснила Набиуллина «Газете. Ru», придется уже с 2013 года.
Остальные параметры ЕЭП требуют дополнительных согласований. Например, в отношении естественных монополий. Чтобы соответствовать нормам ЕЭП,
РЖД будут обязаны за два года унифицировать тарифы на железнодорожные перевозки с партнерами по общему рынку. Соглашение по газу подразумевает, что к 2015 году «Газпром» выйдет на равнодоходные цены в ЕЭП. Хуже всего идут согласования по общему рынку электроэнергии.
В Белоруссии свободного рынка электроэнергии нет, а в Казахстане он устроен не так, как в России.
Создание ЕЭП ужесточит конкуренцию, признает Набиуллина. Сейчас позиции белорусского бизнеса сильны за счет системной господдержки в производстве сельхозтехники и грузового автотранспорта. Казахстанский бизнес – реальный конкурент российскому в сфере производства и проката цветных металлов.
В рамках ЕЭП под запрет попадут субсидии тем компаниям, которые производят импортозамещающую продукцию и товары на экспорт. «В России сейчас действует 7–8 программ по поддержке импортозамещения. Например, для производителей сельхозтехники, в автопроме и других отраслях. Придется их ликвидировать», — пояснил «Газете.Ru» директор департамента МЭР по торговым переговорам Максим Медведков.
В Казахстане тоже действуют программы по выделению госсубсидий, а в Белоруссии, как утверждает Минск, импортозамещение не субсидируется. Аналогично будут контролироваться и субсидии торговле и сельскому хозяйству. «Субсидии закладываются в проект бюджета, потом их можно отследить по отчету об исполнении госбюджета. Ну и российский бизнес в случае чего подскажет нам, если конкуренты в Белоруссии или Казахстане получат субсидии от своих правительств», — уточнил механизм контроля Медведков.
«Россия предложила передавать изъятые субсидии той компании, которая пострадала от неравных условий ведения бизнеса. Коллеги по ЕЭП настаивают на возвращении субсидии в бюджет страны, выдавшей эту субсидию»,
— пояснил Медведков. Спорные вопросы будут разбираться на заседаниях наднационального органа ЕЭП — Комиссии Таможенного союза. Пожаловаться можно будет и в арбитражный суд ЕвразЭС.
«Минэкономразвития говорит об отмене субсидий, но при этом не называет инструментов, которыми можно адекватно заменить прямую поддержку и помочь хорошим производителям решить проблемы с выходом на рынки и нехваткой ликвидности, как это делается в Евросоюзе», — сетует старший менеджер отдела проектного финансирования аудиторско-консалтинговой компании «Грант Торнтон» Денис Назаров.
Меньше всего понимания в вопросах валютного регулирования, признают участники консультаций. «Нацбанки Белорусии и Казахстана опасаются, что потеряют суверенитет в проведении валютной политики. Так что продвинуться в согласовании соответствующего документа пока не удалось», — признал глава департамента Минэкономразвития по формированию ЕЭП Филипп Габуния.
«Вопрос о возможном создании валютного союза России, Белоруссии и Казахстана пока даже не обсуждается»,
— пояснила Эльвира Набиуллина «Газете. Ru». Сейчас речь идет лишь о более четкой координации валютных политик, об обмене информацией. По мнению Набиуллиной, страны ЕЭП пока не готовы к созданию полноценного валютного союза. «К этому должны созреть экономические условия и наши страны. Хотеть — это хотеть, но, чтобы ставить этот вопрос в практическом смысле, мы и наши партнеры должны экономически созреть к этому», — добавила Набиуллина.
Еще одна несогласованная позиция — неравные условия конкуренции в странах ЕЭП. Чиновники приводят в пример механизм госзакупок.
При размещении госзаказа в рамках ЕЭП будет запрещено отдавать предпочтение отечественным товаропроизводителям. В тендере будут вправе участвовать представители бизнеса всех трех стран.
«После создания ЕЭП конкуренция, например между сельхозпроизводителями, конечно, усилится. У Казахстана сильны позиции по зерну, у Белоруссии по молоку и молочным продуктам, но консенсус найти можно», — сказал «Газете.Ru» председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили.
Придется выравнивать условия ведения бизнеса в трех странах, уверен председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян. «Надо считать, сколько рублей господдержки в килограмме свинины или баранины в Белоруссии и России, и потом гармонизировать господдержку», — говорит Мамиконян.
Глава РСПП Александр Шохин сомневается, что МЭР и правительство «в полном объеме сейчас понимают, как будет устроено управление Таможенным союзом и ЕЭП». Проблемы будут устраняться в течение переходного периода, скептичен он.
Согласование макроэкономических параметров займет два года, на налаживание контроля за созданием равных конкурентных условий отводится 6 лет.
ЕЭП заработает в полную силу не раньше 2017 года, признал Медведков.